Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Пьер Монте.   Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

10. Хозяева и работники

В качестве образчика добродетелей просвещенного хозяина мы можем взять Рамараи, верховного жреца Амона.

«О жрецы, писцы дома Амона, достойные служители божественных жертвоприношений, пекари, пивовары, кондитеры, все, входящие в эту мастерскую в доме Амона, повторяйте имя мое каждодневно, поминая меня добром, славьте меня за мои благие дела, потому что я был человеком добродетельным.

Я нашел здание это в полном разорении; стены его обвалились, деревянные балки сгнили, дверные рамы, которые были из дерева, развалились, и краски исчезли с барельефов. Я восстановил его полностью, сделал его еще больше, чем оно было прежде. Я сделал дверные рамы из камня-песчаника, вставил в них двери из превосходной ели. Я устроил все, чтобы могли здесь работать пекари и пивовары. Я сделал все это к радости служителей моего бога Амона-Ра».

Другой верховный жрец Амона, Бакенхонсу, по-видимому, тоже заслуживал всяческих похвал: «Я был добрым отцом для тех, кто ниже меня, учил тех, кто молод, протягивал руку тем, кто в беде, поддерживал тех, кто в нужде, и делал много блага своему храму, будучи главным управителем работ в Фивах от имени Рамсеса II». Остается только надеяться, что подчиненные не стали бы опровергать эти слова. Обычай тех времен не позволял принуждать слуг и работников к неоправданно тяжелой работе. Тем не менее рабочий люд не раз протестовал, и часто не без причины. Иногда протесты принимали форму настоящего мятежа. Работники получали еду и одежду иногда раз в месяц, а иногда раз в два или даже в четыре месяца. Наименее бережливые – что вовсе не означает расточительные – ухитрялись исчерпать свои запасы задолго до новой выдачи. «Нас мучает голод, а до следующего месяца еще восемнадцать дней!» Работники собирались на площади перед административным зданием: «Мы не вернемся, передайте это своим хозяевам, собравшимся там». Один из работников подводит итог: «Мы пришли, чтобы выслушать их и чтобы они сказали нам слова правды». Голодная толпа направляется к складам. Пока они не пытаются взломать двери. Один из них громко жалуется: «Нас пригнал сюда голод, пригнала жажда, у нас нет больше одежды, нет масла, нет рыбы, нет овощей. Пошлите к фараону, нашему хозяину, пошлите к нашему владыке царю, пусть даст нам необходимое для жизни!» Эту жалобу он повторяет перед городским чиновником, но некоторые уже теряют присутствие духа и готовы сказать, что на самом деле все не так уж плохо. Однако другие рабочие отказываются разойтись, пока им немедленно не раздадут продукты. Чиновники решают уступить и призывают писца-счетовода со словами: «Проверь зерно, которое ты получил, и раздай его людям из некрополя!» «И тогда призвали Памонтунебиата и стали выдавать нам наши порции зерна каждый день».

Таким образом мятеж был предотвращен. Участь работников была не так уж тяжела, когда хозяева заботились о них, как Бакенхонсу или Рамараи, вовремя строившие для них жилища и удобные, чистые, хорошо проветриваемые мастерские; им регулярно раздавали припасы и одежду, а самых беспокойных успокаивали дополнительными выдачами. У них было много свободных и праздничных дней, и у нас есть все основания полагать, что наиболее серьезные и умелые работники со временем могли стать надсмотрщиками или мастерами, поднакопить добра и окончить свои дни мелкими собственниками или хозяевами. В смутные времена, когда между сторонниками Амона и Сета разгорелась война, работникам пришлось хуже всех, поэтому они толпами примыкали к бунтовщикам.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сирил Альдред.
Египтяне. Великие строители пирамид

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru