Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Пьер Монте.   Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

3. Сбор винограда

В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник, посаженный у стены дома или вдоль главной аллеи. Виноградные лозы обвивали жерди и шестки, выгибались, образуя пышные своды над головой, в разгар лета одаряя хозяина богатым урожаем сочных темных ягод, которые египтяне считали величайшим лакомством. Виноградарство всегда было хорошо развито в Дельте, хотя надо отметить, что в первую очередь виноград использовали не как десерт, а как продукт для изготовления вина. Лучшие вина получали из винограда, выращенного в районе болот (мех) в Имете на севере Факуса и рыболовной топи (хами) в Сине близ Пелусия и в Абеше. Вина из абешского винограда хранились в специальных оплетенных кувшинах, они особо упоминаются в перечнях продуктов. Еще до составления этих перечней вино из виноградника Себахорхентипета доставлялось в запечатанных сосудах в резиденцию тинисских фараонов (Первая династия, около 3000 г. до н. э.). Цари династии Рамсесидов, происходившие из Авариса (между Иметом и Сином), были тонкими знатоками вина и всячески поощряли развитие виноградарства и виноторговли. Именно периодом правления Рамсеса II датируется большинство черепков винных кувшинов, найденных в Рамсесеуме, в Кантире и в фиванских гробницах. На многих из них сохранились надписи, содержащие информацию о происхождении хранившихся в них вин. Если бы мы лучше были знакомы с географией Египта времен фараонов, по этим черепкам можно было бы воссоздать хотя бы приблизительную карту египетского виноделия. Что же касается Рамсеса III, то он говорил: «Я насадил для тебя виноградники в оазисах юга и севера и еще много в других южных землях. В Дельте число их умножилось сотнями тысяч. Я поставил садовников из иноземных пленников следить за ними. Я выкопал пруды и наполнил их водой, и лотосы качаются на их поверхности. Вино и сусло текут здесь, словно вода, чтобы принести их пред лицо твое в Фивах, граде побед».

Нам, увы, известен лишь один аспект египетского виноградарства и виноделия – сбор винограда. Сборщики срывают руками, не прибегая к ножам, тяжелые гроздья темных ягод, наполняют ими корзины, стараясь не раздавить, чтобы драгоценный сок не вытек из корзин, с песнями несут корзины на голове и пересыпают виноград в большой чан. Потом они возвращаются на виноградник. Насколько я помню, для перевозки винограда нигде не использовали животных. Там, где виноградарство было особенно распространено, корзины перевозили к давильням в лодках, чтобы не раздавить гроздья.

Чаны были круглыми и низкими. Неизвестно, из какого материала их делали, во всяком случае, не из дерева, поскольку мы знаем, что египтяне не умели делать даже деревянных бочек. Я предполагаю, они были каменными. Глина, гипс, фаянс могли придать вину неприятный привкус, в то время как некоторые твердые породы камня – например, гранит или сланец – хорошо поддаются полировке и вполне могут использоваться для изготовления абсолютно водонепроницаемого чана, который, кроме всего прочего, можно быстро и без труда очистить. Иногда их ставили на фундамент высотой два-три локтя и украшали рельефами. По обе стороны чана, друг против друга, стояли две узкие колонны или – если винодел не стремился к особому изяществу – два шеста с развилкой на концах. Они поддерживали поперечную перекладину, с которой свисали пять или шесть веревок. Когда чан наполнялся ягодами, сборщики забирались в него и, держась руками за веревки, начинали усердно давить виноград ногами. В доме Мера, визиря царя Пиопи I, мы видим двух музыкантов, которые сидят на циновках и поют под аккомпанемент деревянных трещоток, подбадривая виноделов и заставляя их двигаться в одном ритме. По каким-то необъяснимым причинам к эпохе Нового царства этот прекрасный обычай исчез. Впрочем, давильщики вполне могли петь и сами. Сок вытекал через два или три отверстия в большие сосуды.

Когда весь сок был выдавлен, давильщики перекладывали раздавленные ягоды в прочный мешок, к каждому концу которого был привязан небольшой шест. Четыре человека брались за эти шесты и начинали вращать их в разные стороны, скручивая мешок. Это было нелегким делом. Давильщикам приходилось держать тяжелый мешок на весу и одновременно вращать шесты. При малейшем промахе сок вытекал на землю, поэтому между четырьмя давильщиками стоял помощник, который удерживал мешок на месте и подставлял под него лохань для сока. В эпоху Нового царства для этой операции использовали специальное приспособление, которое состояло из двух столбов, прочно врытых в землю, с двумя отверстиями на одинаковой высоте. Между ними подвешивали мешок с двумя петлями на концах. Петли просовывали в отверстия и вставляли в них шесты. Теперь оставалось только крутить их. Давильщики с толком использовали всю свою силу, и ни одна капля виноградного сока не пропадала.

Сок, собранный в сосуды с широким горлышком, переливали в кувшины с плоским дном и оставляли бродить. Когда брожение заканчивалось, вино процеживали и переливали в специальные кувшины для перевозки – длинные, с острым дном, двумя ушками и узким горлом, которое запечатывали гипсом. Обычно их носили на плече. Самые большие и тяжелые кувшины подвешивали к шесту и тащили вдвоем. Как всегда, нашлось дело и для писца. Он считал пальмовые корзины, которые приносили сборщики винограда, а также записывал на кувшинах год изготовления, происхождение винограда, имя винодела и заносил все эти сведения в свои списки. Иногда владелец виноградника сам присутствовал при сборе и прочих операциях. Он устраивался так, чтобы работники могли его видеть, и они запевали в его честь хвалебные песни. Так, работники сада Петосириса пели: «Приблизься, господин, взгляни на свои виноградники, которым радуется сердце твое, пока виноградари давят перед тобой виноград. Лоза гнется под тяжестью ягод, и никогда они не были так полны соком в прежние годы. Пей и забудь о заботах, наслаждайся. Все желания твои исполнятся. Владычица Имета сделала так, чтобы твой виноград рос здоровым, ибо она желает тебе блага».

«Виноградари срезают виноград, а дети помогают им носить его. Уже восьмой час, «час, скрестивший руки». Приходит ночь, и роса небесная густо покрывает виноград. Поспешите выдавить ягоды и принести сок в дом нашего господина». «Все сущее от бога. Господин наш будет сладко пить, благодаря бога за своего ка». «Соверши возлияние в честь Ша [покровителя виноградной лозы], дабы он даровал тебе обильный урожай винограда в следующий год».

Египтяне, конечно, испытывали чувство благодарности к богам за хороший урожай, но, будучи практичным народом, никогда не забывали воспользоваться добрым расположением бога, чтобы испросить у него новых милостей. Порой рядом с давильным чаном изображали готовую к броску кобру с раздутым капюшоном. Ее голову венчал солнечный диск, помещенный между рогами, как у Исиды или Хатхор. Иногда она возлежит в изящном ковчеге, иногда извивается в зарослях папируса. Набожные люди ставили перед нею столик с хлебами, связкой латука и букетом лотосов, а рядом две чаши. Эта змея олицетворяет богиню урожая Ренутет, от чьей воли зависело благополучие закромов, кладовых и виноградников. Празднество в честь Ренутет справлялось в начале сезона шему и совпадало с началом сбора урожая. Виноделы чествовали ее отдельно, когда заканчивали давить виноград.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

О. Р. Гарни.
Хетты. Разрушители Вавилона

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов
e-mail: historylib@yandex.ru