VII. Праздник Долины
Священная ладья Амона еще раз снималась с якоря для другого празднества — праздника Долины.35) Она пересекала Нил, «ведомая богами». Это выражение некоторые переводчики истолковывают в том смысле, что ладью вели на буксире люди в одеяниях и масках богов наподобие приверженцев фетишизма в Экваториальной Африке. Но такое объяснение слишком уж примитивно. С тем же успехом можно утверждать, что врачи, повитухи, сиделки и кормилицы, которые ухаживали за царицей и ее новорожденным, одевались богами, чьи изображения мы видим на стенах Луксора и Дейр-эль-Бахри. Эти изображения показывают, что боги внимательно следили за всем, что касалось фараона, и были ему благодарны за все труды и заботы, которые он проявил, украшая священный град Амона. Праздник Долины не столь долгий, как праздник Опет: он длился всего десять дней. Фараон выходил из дворца в таком же парадном одеянии в сопровождении носителей зонта и слуг. Перед тем как войти в храм, он надевал роскошную набедренную повязку и один из самых богатых головных уборов, который состоял из солнечного диска, перьев, уреев, рогов быка и рогов барана. Он приглашал Амона посетить храмы левого берега. Главным его местом отдохновения будет гипостильный зал Рамессеума. Там к царю богов явятся боги-покровители мертвых. Например, жрецы, окруженные служителями с зонтами и опахалами, приносили на носилках статую обожествленного фараона Аменхотепа I из его храма. Священная ладья ожидала его на соседнем канале, чтобы переправить к праздничной ладье Амона.36) Когда оба бога встречались, совершались церемонии во славу всех бесчисленных мертвецов, покоившихся в недрах Западных гор. 35) Foucart. La helle fête de la vallée. — BIFAO, XVIV, 1924. 36) Там же, табл. 14; Wr. Atl., I, 118-119. |