Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Николай Непомнящий.   100 великих загадок Индии

Культ камней у племени нага

Для религиозных представлений большей части горных народов Восточной Индии характерно наделение сверхъестественной силой окружающих предметов и явлений. От отношения этих сил, как активных (ураган, солнце, землетрясение), так и пассивных (камни, деревья), зависит жизнь человека и благополучие

Воин народа нага


Очень интересен и во многом загадочен культ камней у нага – многочисленной группы племен и народностей, населяющих горы Нагаленда и некоторые сопредельные районы Ассама.

Избранным камням нага приписывают сверхъестественные силы, которые могут влиять на судьбы людей, отсюда вытекает необходимость их почитания и умилостивления.

Самая примитивная и, по-видимому, очень древняя форма поклонения камню находит выражение у нага в камнях-фетишах, камнях-талисманах, с которыми связывается удача в обычных житейских делах. В основе фетишизации камней у нага лежит вера в то, что камень окажет своему хозяину конкретную помощь в определенном деле. Однако в отдельных случаях камень может выступать в более общем виде магического покровителя целой деревни.

Обычно в качестве талисманов выступают небольшие камни, чаще всего какой-нибудь оригинальной формы или цвета. Примером могут служить круглые черные камешки у ангами нага, которые, по поверью, благоприятствуют урожаю. Обычно их кладут в амбары или постройки, где хранится рис. Раз в год в честь этих камней-оберегов приносятся жертвы. Интересно, что в отдельных случаях эти камни-талисманы наделяются некоторыми чертами и особенностями, свойственными людям.

Кроме камней, способствующих урожаю, имеются талис-маны, обеспечивающие удачу во время войны, охоты, торговли и т. д. Как правило, к этим камням обращаются с дарами не по определенным дням, а от случая к случаю, по мере того как возникает потребность в их содействии.

Особенно широко бытуют камни-талисманы у лхота нага, которые обозначают их термином «оха».

У лхота есть различные категории оха. Одни из них считаются магическими покровителями всей деревни. Хранят их обычно в деревенском святилище, например под старым деревом, традиционным культовым центром в большинстве деревень нага. Магия вторых оха распространяется только на часть деревни; их помещают чаще всего в «морунг» – «дом холостяков» (в больших деревнях лхота нередко бывает несколько морунгов). Эти две категории камней-талисманов, как правило, передаются из поколения в поколение, и число их остается постоянным. Третью категорию составляют индивидуальные талисманы-оха, подобные камням-оберегам: они благоприятствуют урожаю, обеспечивают удачу в торговых операциях (эти оха держат в сумке с деньгами) и т. д.

В отличие от общедеревенских оха число индивидуальных талисманов продолжает пополняться в течение всей жизни владельца: человек подбирает на дороге привлекший его внимание камень и ждет случая, чтобы выяснить, в чем проявятся благодетельные свойства оха. Если первая удача будет в охоте, значит, камень – охотничий талисман, если уродится хороший урожай – это талисман плодородия и т. д. Так рождается фетиш.

Наряду с оха, приносящими удачу, известны и недоброжелательные, вызывающие болезни и несчастья; если хозяин выбросит такой камень, он умрет.

В представлениях и легендах нага камни действуют, как живые люди, и наделены свойствами последних. Одушевленные камни имеют личное имя, они способны вступать в брак, производить потомство, между отдельными камнями могут существовать дружественные или враждебные отношения.

Так, поблизости от деревни сема нага Лаземи имеется пара камней, которую жители деревни рассматривают как мужа и жену. О точном местонахождении камней знают лишь деревенский жрец и два старика, которые иногда (примерно раз в три года) выкапывают их для совершения тайной церемонии почитания.

Нередко камням приписывается сверхъестественная способность вызывать различные стихийные бедствия. У ангами в деревне Пхесама в русле реки расположен камень, носящий имя Ньиело. Огромный, белый, он как бы излучает сияние. Нага верят, что этот камень способен вызывать бурю. Они рассказывают, что однажды жители деревни, которые ловили в реке рыбу, выкатили мешавший им монолит на берег. Немедленно поднялась неистовая буря, которая прекратилась лишь тогда, когда камень был возвращен на место.

Не только в горах Нага, но и на некоторых соседних территориях (например, в горах Кхаси) широко распространены легенды о войнах и битвах между камнями. У нага представления о сражающихся камнях получили наиболее полное воплощение в рассказе племени лхота нага об одном из самых популярных священных камней. Этот огромный валун, носящий имя Деолунг, находится на дороге между деревнями Лакхути и Акук.

Рассказ о битве камней вкратце заключается в следующем: в самые отдаленные времена на Деолунга напал другой гигантский валун – Таррлунг, который отрубил ему голову. Деолунг призвал на помощь своего друга Матиши (тоже камень), который вооружился острым бамбуковым копьем и нанес Таррлунгу тяжелую рану. Последний едва имел силы добраться до реки Доянг, куда он и скатился. До сих пор в этих краях показывают отрубленную голову Деолунга – неотесанный камень, лежащий поблизости от самого монолита. Неподалеку находится и Матиши – камень, который считается другом Деолунга. Жители говорят, что время от времени он издает глухое рычание, которое считается предвестием какого-либо несчастья.

Таким образом, антропоморфные представления о камне достигают логического предела: камень оказывается смертным.

И в заключение рассказа об оживотворенных камнях нага хочется привести еще один интересный факт персонификации камня, на этот раз у сема нага: близ деревни Натсима находится черный, блестящий камень, 45 сантиметров в длину, непохожий на окружающие. В 1912 г. говорили, что ему от роду шесть лет и что за это время он вырос втрое. Отмечалась также его способность менять цвет. Камень этот интересен тем, что ему была создана слава оракула: при нем жил специальный толкователь, который открыл этот камень и теперь задавал ему вопросы, связанные с будущим, причем вопрошающий проделывал это, находясь в состоянии транса.

Рассказывали, что этот камень по ночам принимает человеческий облик, в котором он и явился первоначально своему первооткрывателю, повелев ему перенести себя с поля на нынешнее место – в расщелину скалы. В этом же якобы антропоморфном виде камень выступает в качестве оракула и дает ответы на вопросы своего толкователя.

В оживотворенных камнях подразумевается присутствие особых, скрытых магических способностей, отсюда – стремление умилостивить камень и тем самым оградить себя от несчастий.

В некоторых случаях почитание камня требует строгой тайны и касается лишь самого узкого круга лиц.

Что же стоит за отношением к камню как к живому существу, за наделением eго антропоморфными свойствами? Нет ли здесь древних связей с тотемными представлениями, которые приходят на память в связи с некоторыми деталями обряда поклонения камню? К сожалению, мы не располагаем достаточными данными, чтобы ответить вполне определенно на эти вопросы.

(По материалам С. Маретиной)
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Евгений Кубякин, Олег Кубякин.
Демонтаж

Ричард С. Данн.
Эпоха религиозных войн. 1559—1689

Михаил Курушин.
100 великих военных тайн

Дэвид Бакстон.
Абиссинцы. Потомки царя Соломона
e-mail: historylib@yandex.ru