Из Софии в Пловдив можно попасть и поездом, и самолётом, но интереснее — автобусом. Или, если есть машина — на машине.
Две с половиной тысячи лет назад Пловдив был главным городом фракийского племени одрисов. Тогда он назывался Эвмольпией. А примерно в сорока километрах к северу от Пловдива находится Панагюриште — небольшой, окружённый садами, городок. Говорят, что археологам здесь достаточно лишь тронуть заступом землю — и находка следует за находкой. Но самое главное открытие здесь сделали всё же не учёные, а простые крестьяне — братья Павел и Мишо Дейковы, 8 декабря 1949 года отправившиеся заготовлять глину для кирпичей.
«Лопата ударилась во что-то твёрдое, — рассказывал позже старший из братьев, Павел. — Нагнулся я, разгрёб немного руками — вижу круг в земле. Мне показалось, медный. Я было подумал, что кто-то здесь трубу потерял. Разгрёб ещё — опять что-то жёлтое. Крикнул братьев…» Склонившись над влажной землёй, трое мужчин один за другим извлекли из неё девять тяжёлых, изготовленных из листового золота античных сосудов. Потом стало известно, что все вместе они весили более шести килограммов…
«Они были как солнце, — вспоминал Павёл Дейков. — Завернули мы их в пальто от лишнего глаза, а потом осмотрели землю. В ямку они были поставлены, а не просто брошены. Для них специально вырытую…»
«А я знал, что в наших местах лежит огромный клад. Старые люди говорили», — уточняет рассказ Павла младший брат, Мишо. Но это уже, конечно, легенда, которая просто опоздала родиться. Как выяснилось позднее, на месте, где был найден клад, да и поблизости, никогда не было какого-либо древнего поселения. И нет здесь старинных развалин, которые могли бы дать приют легенде…
Но кто же тогда закопал в этом безлюдном месте такое сокровище? Ведь сосуды — семь ритонов, амфора и блюдо, изготовленные методом холодной ковки, представляют собой не случайный набор драгоценной посуды, а тщательно подобранный сервиз, принадлежавший, по всей видимости, одному из фракийских царей. И по богатству — общий вес золотых предметов составляет более 6 кг — и по красоте и изяществу отделки эти предметы уникальны. А входящий в состав клада огромный сосуд-фиал весом 846 г чистого золота и диаметром 25 см вообще является рекордсменом во всём античном мире.
Чеканные рельефы, покрывающие сосуды, кажется, вобрали в себя всех богов и героев античности. Улыбаясь, сидит в лёгком хитоне Афина, подняв одной рукой боевой шлем и опираясь другой на круглый узорчатый щит. Чуть поодаль стоит Афродита и восседает на троне Гера. Рядом — Парис. В левой руке он держит скипетр, правая немного поднята — такое впечатление, будто он что-то объясняет богиням… Второй ритон посвящён подвигам Геракла и Тесея. Геракл побеждает керинейскую лань, борется с марафонским быком Тесей — силач с детским лицом. На других сосудах можно видеть Диониса в окружении неистовых вакханок, Артемиду и Аполлона с луками в руках, крылатую Нике с печально склонённой головой. Три ритона выполнены в виде женских голов — судя по всему, это амазонки. Ещё один сюжет посвящён неизвестному нам событию, но, по всей видимости, хорошо известному в древности: из-за двустворчатых дверей дворца с колоннами видны руки и голова испуганного старика. Он с ужасом смотрит на бегущих ко дворцу воинов, размахивающих мечами. Воины жестоки и сильны, и нет спасения немощному старику даже за окованными дверями… Напряжённое душевное состояние героев находит своё выражение в позах, жестах, взглядах.
Известие о находке клада из Панагюриште буквально взбудоражило научную общественность: открывалась новая страница древней истории Болгарии. Высокая художественная ценность найденного в Панагюриште клада не вызывала сомнений. Однако долгое время среди специалистов шли споры: где изготовлены эти роскошные сосуды? К какой эпохе их следует отнести? То, что это не древнефракийское искусство, учёные разобрались довольно быстро, но нельзя было и утверждать, что эти сосуды изготовлены в «коренных» греческих областях. Скорее всего, кубки появились на свет в греческом центре, находящемся за пределами материковой Греции.
Болгарский исследователь Иван Венедиков, основываясь на тщательном и разностороннем анализе, пришёл к выводу, что этот сервиз вышел из ювелирных мастерских малоазийского города Лампсака. Учёный пришёл к этому выводу, изучая весовые системы различных греческих городов. Ему удалось определить, что в основе соотношения между весом панагюриштенских сосудов и содержанием в них золота лежала персидская весовая система, а точнее: вес персидских монет — статеров, которые чеканились и в греческих городах Малой Азии. Ближе всех к искомому (по весу и по содержанию золота) оказался статер, чеканившийся в Лампсаке: в этом городе персидский статер в IV веке до н. э. был чуть полновеснее обычного. Вот такая сложная родословная у панагюриштенских сосудов; их изготовили греческие ювелиры в малоазийском городе Лампсаке, стоявшем на фракийской земле и испытавшем влияние ахеменидской Персии…
Датой изготовления сосудов считается рубеж IV–III веков до н. э. В ту пору Фракия была вовлечена в орбиту важных политических событий, сотрясавших античный мир. В 370 году до н. э. эта область стала плацдармом, с которого Александр Македонский начал свой поход в Персию. В 323 году до н. э., после смерти Александра, правителем Фракии стал Лисимах, сподвижник великого полководца. Бесконечные войны, непрекращающиеся восстания фракийцев, стремившихся сбросить с себя чужеземное иго, истощали страну. А в 278 году до н. э., спустя два года после смерти Лисимаха, на Фракию нахлынула волна кельтского нашествия… Организованного отпора фракийцы дать не смогли. Люди бежали в неприступные горы. Видимо, именно тогда и оказались в земле Панагюриштенские ритоны.
Сегодня клад из Панагюриште хранится в Археологическом музее в Пловдиве.
|