Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Николай Непомнящий.   100 великих загадок Африки

Почувствовать себя понголо

В Кении есть племя, женщины которого называют себя «понголо», что означает «воин». Со временем они изменили свой статус, однако привычки сохранили. Легенда рассказывает, что поначалу все женщины племени были воинами наравне с мужчинами. Их звали понголо, жили они в женских военных поселениях, так называемых маньяти. Понголо особым образом заплетали волосы, чтобы во время вооруженного столкновения они не лезли в глаза. Африканские амазонки всегда носили оружие: пики, стрелы с луком и ножи. Служивые понголо обзаводились еще щитами из кожи буйвола. Они совершали набеги на соседние племена наравне с мужчинами своего племени и получали за это свою долю добычи. Чаще всего – скот.


Но однажды, возвращаясь с добычей, понголо остановились возле водоема, чтобы передохнуть. В тот момент, когда они наклонились, чтобы напиться, один воин-мужчина заметил, что понголо – женщины! Он слегка задел луком грудь одной из них. Женщина, польщенная вниманием воина, сказала ему, что нужно «действовать» по-другому и стала обучать его искусству любви. Их примеру последовали другие. Воины обмакивали в воду листья одурманивающего растения под названием «олойруре» и затем окропляли головы возлюбленных.


Африканские амазонки


Понголо же, привыкшие самостоятельно принимать решения, всегда быть на виду и не подчиняться мужчинам, утратили это право навсегда. Мужчины-воины обрили понголо и женились на них, лишив при этом права на долю скота. Таким образом, из-за той встречи у водоема женщины лишились не только красивых причесок, но и статуса воина.

Этнограф Жаклин Румегер-Эберхард, проведшая в Кении 20 лет, назвала это племя «маазаэй» – «общество наизнанку», «порядок в беспорядке». Согласно легендам племени, женщина находится со стороны Луны и является полюсом беспорядка. Мужчина, напротив, – символ порядка, так как находится со стороны Солнца. Но полюс беспорядка – это полюс жизни. Однако порядок можно найти в беспорядке, при этом они не должны превалировать друг над другом.

Жизнь племени напрямую связана с положением Луны на небосводе, а значит, все-таки женщина, находящаяся со стороны ночного светила, более привилегированна.

Интересны обычаи некоторых африканских племен, связанные как с космическими циклами, так и с циклическими процессами в организме человека. Например, у народов языковой общности банту во время месячных про женщин говорят, что они «теплые». В такой период им запрещено брать на руки маленьких детей, ухаживать за больными, готовить пищу. Женщин помещают в отдельную хижину за пределами деревни, где они какое-то время находятся в уединении.

А вот у маазаэй таких ограничений нет. Они живут со всеми вместе, но и за ними в такой период особо ухаживают и дают возможность отдыхать. Женщину здесь уважают. Она остается «анкиток» – великой, ее почитают и побаиваются.

Женщины этого племени и сейчас остаются понголо. Они периодически объединяются в группы – «оломал» – и бродят по стране, требуя от местных жителей дань: коров, быков, коз и баранов. Если хозяев нет дома, понголо оставляют ему маленькую палочку в знак того, что вернутся и возьмут то, что им нужно!

Захватив богатую добычу, понголо отправляются к колдуньям, чтобы те принесли часть захваченных животных в жертву богам. Это делается для того, чтобы у женщин рождалось как можно больше детей. После этого понголо возвращаются домой и вновь становятся нежными женами и заботливыми матерями.

Именно во время набегов на соседние деревни и раскрывается истинное лицо женщин племени. «Превратившись» в понголо, они становятся очень воинственными, потому никогда не возвращаются домой с пустыми руками. Маазаэй – племя кочевников. Оно постоянно перемещается в поисках лучших пастбищ. Правительство Кении пытается привить им оседлый образ жизни, но все усилия заканчиваются безрезультатно.

В обычной жизни женщины племени веселые, кокетливые, любят пошутить, но при этом очень деликатны. Они сами выбирают себе возлюбленных. Любовь рассматривается как игра, не более. Но к браку отношение очень серьезное.

По сложившейся традиции будущего мужа девушке выбирает вся семья. В случае какого-либо разногласия между супругами кто-нибудь обязательно приходит на помощь и мирит их. При этом главное слово принадлежит отцу или тестю. Ведь именно мужчины ухаживают за скотом, который дает молоко. А потом молоко отдают женщине, и она распределяет его по своему усмотрению, угощает воинов племени.

Но почему молоко принадлежит женщинам?

Ответ дает легенда. Когда-то скотом владели женщины. У них были стада антилоп и газелей. Однажды во время жертвоприношения антилопы они заспорили, кому отдать почки животного. Во время их ссоры скот разбежался. Стадо было потеряно. Но его нашел мужчина, который забил скот, принес мясо в деревню и распределил его между женщинами и детьми. В итоге мужчина и стал владельцем стада. Но если женщина просила мяса, а это был знак того, что она ждет ребенка, ее просьба всегда выполнялась мужчиной.

Мужчины, как и понголо, тоже периодически исчезают из деревни на несколько недель, чтобы… поесть мяса вдали от женских глаз. Перед такими «мальчишниками», которые приняты у всех пастушьих народов Африки, мужчины устраивают тайные совещания. Что это? Желание вырваться хоть на время из-под власти жен? Возможно. Если женщины полностью отвечают за жилище, содержат его в чистоте и даже ремонтируют, заделывают дыры в крыше коровьим навозом, то мужчины ухаживают за домашним скотом и охотятся. Они и защищают племя во время стычек с другими племенами.

Интересен ритуал, когда воин женится. В такой день его мать приносит в жертву богам богатую шевелюру сына. Теперь наравне с женщинами-понголо он всегда будет обритым наголо. Как правило, воин с большим сожалением относится к концу своей приключенческой жизни. Но взамен он получает другой статус – главы семейства. Когда «парикмахерские дела» заканчиваются, обритые головы бывших воинов украшаются перьями, а тела – яркой тканью, и все пускаются в пляс. После окончания танцев бывшие воины дарят ткань матерям или женам.

Другой ежегодный ритуал посвящен богу Анке, который, по легенде, и дал племени возможность иметь свои стада. Еще этот ритуал называют примиренческим не только потому, что стадами владеют только мужчины, а молоком – женщины, но и потому, что во время него прощают грехи неверным женам или подругам. Во время такой церемонии выстраивают в две «шеренги» – со стороны мужчин и со стороны женщин – по 49 животных. В шкуру же принесенного в жертву быка верные своим мужьям жены втыкают палочки из древесины оливкового дерева, а неверные втыкают палочки в песок. При этом последние клянутся никогда больше не изменять мужьям, иначе их ждет кара: они могут потерять своих сыновей.


По материалам Г. Алексеевой, В. Орлова

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сюмпэй Окамото.
Японская олигархия в Русско-японской войне

Владимир Сядро.
50 знаменитых загадок истории XX века

Эрик Шредер.
Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации

Владимир Сядро.
50 знаменитых загадок истории Украины

Олег Соколов.
Битва двух империй. 1805-1812
e-mail: historylib@yandex.ru