Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Николай Непомнящий.   100 великих загадок Африки

Горилла господина дю Шайю

Уильям Рид не собирался в Африку. Он, собственно, был медиком и романистом. Но его охватил гнев от чепухи, которую он прочел в книге некоего дю Шайю, американца, якобы побывавшего в Африке и видевшего там, в частности, «дьявольское существо, получеловека, полузверя, выходца из ада».


Поэтому 23-летний дилетант решил доказать всем, что он ближе к науке, чем те специалисты, которые некритично воспользовались данными дю Шайю. Он поехал в Африку через 15 лет после первой публикации об этом создании природы. В 1862 г. познакомился с «выходцем из ада, которого уже известный нам Ганнон называл «гориллой», Батель – «понгос», или «энсэгос». Лопеш – обезьяной, которую надо ловить сапогами с клеем, а Линней – «лесным человеком». Эта чертовщина не была новостью. Она появилась еще два с половиной века назад, когда морской разбойник Батель рассказывал о понго, убивавшем негров и слонов. А во времена Рида зоологи хорошо знали лишь одну человекообезьяну – шимпанзе из Верхней Гвинеи, светлолицую, среднего роста. Окен дал eй красивое имя «пан», а Линней – неуместное видовое название «троглодит».


Горилла с дубиной


Но вот из Нижней Гвинеи, Французского Конго и Восточной Африки появились сообщения о совсем другой человекообезьяне. Это был громила с гребнем на макушке, лысой головой, темным лицом, большими надбровьями – мохнатое лесное чудовище с длинными бакенбардами. Африканцы называли его по-разному: или «н’гьяла», или «ншиего», или «соко». Обезьяны эти ходили прямо, нападали на неосторожных людей, забивали слонов дубинами, выкрадывали женщин из деревень, в кронах деревьев устраивали себе настоящие хижины с крышами из листьев, нередко создавали «отряды» для нападения на поселения людей и их поля.

Однако серьезные свидетели называли все это «глупой болтовней».

К таким причислял себя американский миссионер Сэвидж, который в 1847 г. прислал английскому анатому Р. Оуэну подробные данные о гигантской обезьяне «инджин» и рисунок ее черепа. Это была горилла «в пять футов высотой, несоразмерно широкая в плечах, заросшая грубыми, черными волосами». Впрочем, и Сэвидж добавил несколько историй, услышанных от туземцев. «Это дикие, задиристые звери. Они никогда не бегут от людей, как шимпанзе.

Туземцы боятся их и вступают только в оборонительные схватки. Как только самец завидит человека, то издает ужасный рев, вытягивает нижнюю губу и встряхивает чубом. Затем быстро приближается к противнику. Охотнику лучше всего дождаться, когда чудовище схватит ствол ружья и сунет себе в рот. Если в этот момент не выстрелить, то охотник погибнет».

…В это время еще два исследователя изучали черепа и кости того же зверя. Причем оба любили античную литературу и обоим попались строки карфагенского чиновника Ганнона о «горилле» – диком человеке.

Это были Жофруа де Сент-Илер в Париже и американец Уаймэн. Оба они дали это имя новому зверю, хотя американец посчитал его разновидностью шимпанзе.

Третьим увидел гориллу тоже американец – Форд. Он побывал в Африке и однажды заметил в поселении детеныша гориллы, приведенного из лесу. «Приручить его было совершенно невозможно», – писал Форд.

После этих сообщений и двинулся в Африку дю Шайю «познакомиться лично с гориллой». Вернувшись, американец сообщил о полном успехе: «Я первый, кто может говорить о горилле из своего собственного опыта, и подтверждаю, что никакими словами нельзя передать ярость и силу этого зверя». Он писал, что горилла руками может вырвать дерево диаметром в 15 сантиметров.

Две сцены из его книги вызвали особый гнев одного из ее читателей, по имени Уильям Рид. Первая – это когда автор лично убил огромного самца-гориллу. Вторая – как он поймал детеныша посредством рогатины и привел его в поселение. Детеныш оказался злым и вероломным, приручению не поддавался.

В это время в Лондоне, где жил Рид, в зверинце Вумвела появился детеныш человекообезьяны, темнолицый, робкий и печальный. Вначале его приняли за шимпанзе, но затем зоологи с удивлением установили, что это – горилленок, неизвестно каким путем попавший в Британию. Он вел себя совсем не так, как расписывали Форд и дю Шайю: был тихим, меланхоличным, тосковал. Вот тогда-то возникло подозрение, что упомянутые два сочинителя видели каких-то других существ, а Рид решил, что это было просто надувательство.

…14 месяцев странствовал Рид по лесам Экваториальной Африки, расспрашивая, а лучше сказать, допрашивая каждого туземца, которому случилось видеть или убивать гориллу. Рид считал достоверным только то, что подтверждали несколько независимых свидетелей.

Африканцы воображали, что горилла – лесной бог, когда-то бывший человеком, а затем разочаровавшийся и ушедший от людей в лес. Что касается пресловутых сочинителей-предшественников, то они, видимо, задавали вопросы жителям так, чтобы получить нужный ответ. А дю Шайю видел, вероятно, только черепа и кости горилл. Вообще, считал Рид, ни один белый человек пока не убил ни одной гориллы и даже шимпанзе.

В своем докладе Лондонскому зоологическому обществу в 1863 г. Рид утверждал: «Я всего лишь собирал факты… Охотники не подтверждают, что горилла нападает на людей. Не надо только ее раздражать… Леопард считается гораздо более диким и опасным зверем. А если дразнить и задирать, то любой зверь, даже шимпанзе, дает отпор».

Рид подробно описал образ жизни зверя, его питание, устройство жилища-гнезда, общинную жизнь.

Впоследствии американцы Эйкли и Джонсон, а также немец фон Эрцен подтвердили его данные – пункт за пунктом. Мартин Джонсон и его жена Оса многие месяцы наблюдали за гориллами и снимали их на кинопленку. Звери проявляли лишь любопытство к кинокамере, но, когда люди к ним приближались, уходили в чащу.

…Однако на других доклад Рида не произвел впечатления. А книги дю Шайю – произвели. Так что конец прошлого века стал пиком азартной охоты на горилл и связанных с этим жестокостей. Немец фон Копенфельс, убив в сочельник 1874 г. гориллу, заявил: «Это был лучший рождественский подарок для такого страстного охотника, как я».

В то же время горилл стали продавать в европейские зоосады. Один германский майор устроил в Камеруне бойню для горилл, а из оставшихся в живых восемь продал в зверинец Гагенбека под Гамбургом и одного – в Берлин. Все они вскоре умерли, причем, по словам работников зоосадов, не по причине плохого ухода, а от душевной боли, от тоски по родине. Было это в 1907 г. Вот тут зоологи стали настаивать на защите зверей в их естественных условиях. Гориллы оказались высокочувствительными существами. Американский зоопсихолог Йеркс писал в своей книге: «Душевное состояние их – чувство одиночества, неудовлетворенности, грусть, печаль – становится иногда неблагоприятным фактором жизни и препятствует отправлениям организма и в конце концов гасит их, укорачивая жизнь».

Таким образом, возникло новое представление о горилле: не чудовище, созданное воображением дю Шайю, а существо душевно высокоразвитое, почти человек. Убийство такого существа уже следовало бы считать преступлением. Впрочем, не все сказки о гориллах были опровергнуты. Даже Рид поверил в то, что они якобы иногда насилуют женщин. В действительности это не так, и сексуальность у них не столь сильна.

В 1908 г. был доставлен в Париж псевдогибрид гориллы и негритянки. Проверка показала, что это самка шимпанзе, лишившаяся волос вследствие болезни кожи.

Единственное исключение, «не укладывавшееся в рамки», обитало на восточной границе Конго. В 1903 г. германский капитан фон Беринге убил этого «нгаги», как его называли туземцы, в горах, севернее озера Киву. Уже Спик, открыватель истоков Нила, в 1860 г. слышал от местных жителей, что какое-то чудовище в Руанде преследует-де негритянок и сжимает их в объятиях до смерти. Некоторые считали его горным духом, другие обожествляли его.

Оказалось, что это крупный зверь весом до 500 килограммов. Он был выделен в отдельный вид. Впоследствии ради него окрестные леса были объявлены заповедной зоной. По последним подсчетам, численность Gorilla beringei – горной гориллы составляет 2000 особей.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Дмитрий Самин.
100 великих вокалистов

Рудольф Баландин.
100 великих гениев

Дмитрий Самин.
100 великих композиторов

Надежда Ионина.
100 великих городов мира

Владимир Мелентьев.
Фельдмаршалы Победы. Кутузов и Барклай де Толли
e-mail: historylib@yandex.ru