5. У истоков современного сатанизма
В середине XVIII в появилась книга итальянского священника Джироламо Тартаротти-Сербати «О ночных сборищах ведьм», которые он подавал как собрания тайного общества. Тогда эта версия не привлекла особого внимания. Однако в XIX в она получила некоторое развитие, несомненно, как ответвление или следствие получивших тогда распространение мифов о тайных обществах. Карл Эрнст Ярке, комментируя изданные им протоколы одного ведовского процесса XVII столетия, отметил, что речь-идёт о членах подпольного общества — сторонников язычества в Германии. В 1839 г. эту же точку зрения выразил и директор архивов в Бадене Ф. Моне в работе «О сущности ведовства», подчеркнув, что речь идёт об обществе, имевшем чёткую организационную структуру Английская исследовательница М. Мэррей (1863—1963) попыталась в своих книгах «Ведовский культ в Западной Европе» (1921) и «Бог Ведьм» (1933) представить ведовские, процессы как попытку христианства уничтожить ещё широко сохранявшее своё влияние язычество. Её сторонником в 20-х годах стал Монтэгю Соммерс, автор книг «Ведовство и демонология», «География ведовства», впервые опубликованных в 1926—1927 гг. М. Мэррей считала, что дьявола на шабаше изображал жрец языческого культа. Соммерс считал, что эту роль играл сам Сатана, а тайное общество, как о том говорили инквизиторы, было создано дьяволом с целью уничтожения христианства. Ныне среди тех, кто придерживается теории М. Мэррей, различаются разные направления Некоторые из них отвергают идею о том, что речь идёт о языческом культе, и предполагают существование в течение многих столетий тайного союза дьяволопоклонников. Другие поддерживают утверждение М. Мэррей о «сохранении» дианического культа в XVIII—XIX вв. Поистине дьявольская ирония здесь заключается в том, что; хотя языческие союзы XVI и XVII (или тем более XVIII и XIX) вв. относятся, вероятнее всего, к области мифов, этого никак нельзя сказать о ведовских организациях 60-х, 70-х и 80-х годов XX столетия. Идейным вдохновителем современного сатанизма считается англичанин Алистер Кроули (1875—1947). Он родился в Ворвикшире. Его отец был одним из лидеров Плимутского братства. В этой семье царила гнетущая атмосфера сектантского фанатизма, пронизанного верой в грядущего антихриста. Когда незадолго до смерти Кроули спросили, почему он именует себя «Зверем Апокалипсиса», он ответил, что так назвала его мать. В юном возрасте будущий «маг XX века» покинул домашний очаг и избрал бродячую, полную самых неожиданных приключений, жизнь. В 1902—1905 гг. он путешествует по Гималаям, совершает восхождения на гималайские вершины. После возвращения с Востока, Кроули поступает в Кембридж, где с головой окунается в мистическую литературу. Чередуя скандальные любовные приключения с поисками откровения, он решил основать собственное «дело» — орден Argentum Astrum, символом которого была избрана серебряная звезда. Познакомившись с практикой йоги и буддистскими тантрическими обрядами, Кроули «обогатил» западную магию эротическими демонстрациями, а побывав в Китае, позаимствовал и древние даосские суеверия, смыкающиеся с алхимическими поисками бессмертия и вечной молодости. «Алой женщиной», оседлавшей отмеченного клеймом 666 «Зверя», стала Лия Хирсиг. В её лице Кроули одновременно обрёл и жрицу, и шакти, столь необходимую ему для «выхода в астраль». Под конец жизни у него появится множество подобных «жриц» и ассистенток для рискованных демонстраций, предвосхитивших стихию «сексуальной революции». С удивительной лёгкостью Кроули смешал отголоски древних служений дьяволу, шайтану и халдейским демонам с орфическими мистериями. Он также возродил древнюю практику использования наркотиков в колдовских действах. Опиекурильня и бордель — вот храм, куда охотнее всего являются демоны. Позируя для афиш и журналов, Кроули предстаёт то в плаще крестоносца, то в сутане католического патера, то в чалме дервиша. Он создаёт в разных частях света магические секты и ордена. Поселившись после первой мировой войны в Сицилии, Кроули основал там «Талемское аббатство». Кредо Кроули — демоническое перерождение человека. В его магическом шоу сквозь все эпохи проходят образы коронованного Сатаной ребёнка и «Алой женщины», скачущей верхом на «Звере». Кроули не уставал повторять: «Сатана — не враг человека. Он Жизнь, Любовь, Свет». Следующий шаг для возрождения колдовских вакханалий сделал англичанин Джеральд Гарднер (1921—1964), которого пресса характеризовала как садомазохиста и эксгибициониста. Гарднер называл свои идеи «религией любви — наслаждений и радости», и его руководство для желающих исповедовать эту религию, «Книга теней», привлекло к нему много сторонников. Под его бичом соединялись сексуальные маньяки всех мастей, помешанные на нудизме и одержимые нимфоманией. Для них колдовство сделалось не только красочной ширмой, но и великолепным полем охоты, брачным рынком. Мужеподобные «львицы» с набором плетей и роскошные «вампиры» в кожаных со стальными шипами жилетах обрели в нём второго Кроули. |