Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Надежда Ионина, Михаил Кубеев.   100 великих катастроф

Гибель Чальчуапы и Серена – древних городов Майя

Разнообразна и своенравна природа Мексики и Центральной Америки. Советский историк В.М. Полевой писал о ней: «Полные удушающих испарений джунгли, выжженные солнцем каменистые нагорья, где днем палит зной, а ночью замерзает вода… Грозные вулканы, частые разрушительные землетрясения, хищные звери и ядовитые змеи – такова была среда, в которой вынуждены были жить индейцы».

Кроме того, им приходилось постоянно бороться с последствиями засух, наводнений, вулканических извержений и губительных эпидемий. Это, конечно же, нашло свое отражение в их мифах и преданиях. К сожалению, до нашего времени их дошло очень мало.

Один из мифов горных майя повествует о том, что творцами мира были богиня Тепев и боги Кукумац и Хуракан. Они создали землю, горы, долины, растения и животных. Потом они попытались изготовить человека из глины, но их творение расплывалось, совсем не могло двигаться, и рассерженные боги уничтожили его.

После глиняных боги сделали людей из дерева, но они оказались непочтительными и непослушными. Тогда разгневанные боги вызвали потоп, в результате которого погибло почти все человечество, а уцелевшие люди превратились в маленьких обезьян. Только постепенно они обрели рассудок и речь.

Тасумальский храм у г. Чальчуапа


Мексиканские мифы рассказывают, что после потопа сохранились только один мужчина по имени Кокс-Кокс и одна женщина по имени Ксочикетцал. Они спаслись в челноке и впоследствии высадились на горе Колгуакаи, где у них родилось очень много детей. Все дети были немыми от рождения, но прилетел голубь с высокого дерева и наделил их языками, столь различными, что они совсем не могли понимать друг друга.

Легенды индейцев о потопах (землетрясениях и т. д.) – это своего рода историческая память о реальных стихийных бедствиях, постигших в разное время отдельные племена и целые народы доколумбовой Америки.

В последние десятилетия археологические раскопки в Сальвадоре велись в долине реки Рио-Пас. Здесь находится Чальчуапа – один из древнейших (и крупнейших!) памятников истории древних майя. В древности Чальчуапа была большим и процветающим поселением горных племен майя, их политическим, ритуальным и ремесленно-торговым центром. Однако сейчас на этой территории остались лишь кучи хозяйственного мусора, огромное скопление оплывших холмов из земли и глины да обломки причудливых каменных скульптур.

Раскопки вскрыли в центре Чальчуапы остатки величественных каменных храмов, которые стояли на плоских вершинах ступенчатых пирамид. У их подножий найдены ряды стел и алтарей с рельефными изображениями и иероглифами. Большая территория, довольно значительное число жителей, монументальная каменная архитектура зданий, развитое искусство, письменность и календарь – все приближало Чальчуапу к статусу подлинного города. И было это в конце первого тысячелетия до н. э., задолго до появления городов майя в других районах.

Горные племена майя, казалось, вот-вот должны были вступить в эру государственности и цивилизации. Но на юго-восток страны вдруг обрушилось ужасное стихийное бедствие – извержение вулкана.

Чальчуапа погибла внезапно. Мощные слои белого вулканического пепла, словно саваном, окутали дома и святилища. Многие пирамиды и храмы так и остались недостроенными. Жители спешно оставляли свои дома, спасаясь от разбушевавшейся стихии. Последствия этой страшной катастрофы давали о себе знать в течение очень долгого времени, жизнь в Чальчуапе возобновилась лишь через несколько столетий.

Геологи ФРГ и США установили, что трагедию в Чальчуапу принес вулкан Илопанго, расположенный в 75 километрах к востоку от города. Извержение его протекало в три этапа. Сначала из туч выпадали довольно крупные частицы пемзы. Они покрыли все пространство тонким слоем (до двух сантиметров) в радиусе пятидесяти километров, а у подножия самого вулкана высота слоя достигала сорока сантиметров.

Затем начал интенсивно падать пепел, а мощные потоки раскаленных газов, пепла и пемзы катились по склонам гор. Они сжигали на своем пути посевы, погребали леса и целые селения. Даже и сейчас на площади радиусом до 77 километров виден слой пепла толщиной до двадцати сантиметров.

Довершили опустошение территории, прилегающей к вулкану, новые выбросы газов и пепла. Толщина отложений белого пепла в среднем достигала полутора метров, а вблизи вулкана от девяти до пятидесяти метров!

За один день край с буйной тропической растительностью превратился в белую пустыню. Однако жителей Чальчуапы не постигла участь Помпеи. Многие из них, вероятно, спаслись, но около тридцати человек в одно мгновение потеряли все средства к существованию. Как мог после такой ужасной катастрофы земледелец-майя возделывать поля, если кругом лежал слой пепла толщиной в двадцать сантиметров? А что у него были за орудия труда – каменные топоры и палка с заостренным концом?

Чтобы избежать неминуемой голодной смерти, майя просто вынуждены были покинуть свои родные места и искать спасения в соседних областях – не пострадавших. Часть горных майя переселились на север, и именно с этих времен в низменной лесной зоне (например, в Гватемале) внезапно произошли удивительные изменения. Ученые предполагают, что именно это переселение стало причиной, ускорившей формирование классической цивилизации майя.

Но постепенно жизнь возвращалась и в опустошенные извержением Илопанго земли. Дожди размыли и переотложили белый пепел, постепенно восстановилось и плодородие почвы. Через вулканический пепел из земли пробивалась первая робкая растительность – мхи, травы, кустарники и низкорослые деревья.

Но люди здесь поселились только к пятому веку нашей эры. Это были группы майя-чорти. Они обосновались сначала в Серене – долине Сапотитан (западный Сальвадор), неподалеку от Чальчуапы, и стали выращивать на своих полях главным образом маис и бобы. Но Серен как раз и постигла участь Помпеи.

Археологи пока раскопали только один большой многокомнатный дом и «рабочую платформу», расположенную неподалеку от него. Обе постройки были сложены из дерева и обожженной глины. Столбы-опоры несли на себе высокую крышу из пальмовых листьев. В доме найдено много глиняных сосудов, в одном даже уцелели фасолевые бобы.

На «рабочей платформе» нашли различные каменные орудия со следами обработки. Ученые предполагают, что это могла быть мастерская по изготовлению инструментов и оружия.

Рядом с домом исследователи обнаружили небольшое поле, возделанное и засеянное маисом еще в древности. На удивление, оно прекрасно сохранилось. Маис был посажен параллельными грядками на расстоянии в 50 сантиметров друг от друга. Ростки достигли уже высоты пяти – десяти сантиметров.

В VI веке нашей эры произошло извержение вулкана Лагуна Кальдера. Судя по величине маисовых ростков, ученые предположили, что землетрясение произошло либо в мае, либо в начале июня. Пострадала относительно небольшая территория, в несколько квадратных километров. Однако город Серен находился как раз на пути смертоносного газово-пепельного потока и был им мгновенно уничтожен. Скорее всего, не удалось спастись ни одному жителю. Катастрофа застала людей врасплох. Они были как бы заблокированы в своих жилищах массами пепла и грязи и задохнулись от раскаленных газов.

Те самые силы природы, которые уничтожили город, до наших дней сохранили этот поистине уникальный (в археологическом отношении) объект. В одной из комнат раскопанного дома в беспорядке лежала груда человеческих скелетов – мужчин, женщин и детей. Люди жили в этом большом доме, когда их настигла плотная стена вулканического пепла. Она накрыла и «законсервировала» и эти скорбные останки, и полусгоревшее строение, и маисовое поле.

(обратно)
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Николай Непомнящий.
100 великих загадок русской истории

Ричард Уэст.
Иосип Броз Тито. Власть силы

У. М.Уотт, П.Какиа.
Мусульманская Испания

Николай Николаев.
100 великих загадок истории Франции

Михаил Шойфет.
100 великих врачей
e-mail: historylib@yandex.ru