2
Если консерватизм классического направления, связанный с воспеванием общепризнанной элиты определенного типа, не очень-то возможен в нынешней Америке, то это не значит еще, что мыслители с консервативными устремлениями не нашли других путей для воплощения своих идеалов. В поисках нужной им аристократии они сплошь и рядом трактуют само понятие аристократа крайне смутно. Постепенно расширяя это понятие, они превращают его скорее в моральную категорию, нежели в социально определенную, исторически конкретную. Во имя утверждения "подлинной демократии" или "либерального консерватизма" они раздвигают границы понятия аристократизма. Они толкуют о "естественном аристократизме", не имеющем ничего общего с существующими общественными порядками, классами или иерархиями власти; аристократия становится, таким образом, совокупностью ничем не связанных между собой личностей, возвышающихся над другими людьми своими моральными качествами, а не определенным, социально признанным классом. Подобные представления пользуются ныне большой популярностью, так как они дают выход консервативным умонастроениям и в то же время не связаны непременно с восхвалением нынешней поросли "аристократов". Так обстоит дело у Ортега-и-Гассета и у Питера Вирекка. Последний пишет, например, что подлинное значение имеет не "аристократический класс", а "аристократический дух". Внешний декорум и система поведения, построенная по принципу "благородство обязывает", в которых выражается этот "аристократический дух", "доступен каждому человеку независимо от его классовой принадлежности". Иные американские авторы пытались найти скрытую форму присоединения к этим взглядам: они не высказывают их прямо, а исходят из них как из скрытой посылки в своих рассуждениях, имеющих дело не с элитой, а с "массой". Но это все равно опасно, ибо опять-таки идет вразрез с либеральной риторикой, требующей непрерывных комплиментов, расточаемых гражданам.
Расширительное толкование аристократизма и выхолащивание его социального содержания никого, в сущности, не устраивает, так как при этом исчезают общепризнанные критерии для суждения о том, кто составляет и кто не составляет элиту. Никем не признанная элита не может служить реальным стержнем для политической теории. К тому же подобное расширительное толкование не имеет ничего общего с существующими политическими фактами и тем самым политически несостоятельно. |
загрузка...