4
Америка не превратилась в страну, где стремление к наслаждениям и возможности всех людей сковываются малыми доходами и высокими налогами. Здесь существуют доходы достаточно высокие, чтобы оставаться высокими, несмотря на налоги, и здесь существует множество способов уклониться от налогов или свести их к минимуму. В Америке сохраняется (и ежегодно вновь создается и удерживается) слой богачей из мира корпораций, многие из которых располагают значительно большими деньгами, чем они в состоянии истратить ради своего удовольствия. Для многих из них цены на вещи попросту не имеют значения. Им никогда не приходится обращать внимание на правую сторону меню; им никогда не приходится получать от кого-нибудь приказания или делать что-либо для них неприятное, за исключением того, что они сами себе вменяют в обязанность; они не знают ограничений в расходовании средств. Им никогда не приходится делать что-либо против своей воли. Они, по всей видимости, совершенно свободны.
Но действительно ли они свободны? На это следует ответить: да, в рамках своей общественной системы они действительно свободны. Но не связывает ли их в какой-то мере их богатство? На этот вопрос следует ответить: нет, не связывает. Не слишком ли это поспешные ответы? И разве не существует ответов более глубоких, более обдуманных? Однако где они, эти более глубокие ответы? И что, собственно, значит быть свободным? Какое бы дополнительное содержание мы ни вкладывали в это слово, свобода прежде всего означает возможность делать все, что вы хотите, когда хотите и как хотите. А в американском обществе такая возможность требует денег. Деньги дают власть, а власть дает свободу. Но существуют ли границы для всех этих явлений? Власть денег и свобода, опирающаяся на эту власть, свои пределы, конечно, имеют. И существуют также психологические капканы, уготованные для богачей (равно как и для скупцов и расточителей любого уровня благосостояния), ущемляющие их способность пользоваться свободой и придающие ей извращенный характер. Скупец наслаждается обладанием деньгами как таковым. Расточитель наслаждается мотовством денег как таковым. Ни тот ни другой - если взять эти разновидности в чистом виде - не способен рассматривать деньги как средство для осуществления свободно избранных и разнообразных жизненных целей, каковы бы они ни были. Радость скупца заключается в потенциальной возможности тратить деньги, и поэтому он воздерживается от того, чтобы тратить их в действительности. Он находится в постоянном напряжении, боясь лишиться этой потенциальной возможности, - и потому никогда не реализует ее. Его уверенность в значительности своей личности и его могущество воплощены в его сокровищах; в его боязни потерять их кроется боязнь потерять самого себя. Он не просто скаредный человек и не всегда лишь алчный человек. Он бессильное творение экономической системы, один из тех, для которых целью жизни стало обладание деньгами ради денег, а не ради достижения какой-либо последующей цели. Он не в силах завершить экономический акт. И деньги, являющиеся для большинства хозяйствующих индивидуумов средством, становятся для скупца всевластной целью. Расточитель, наоборот, представляет собой человека, для которого покупки и подарки сами по себе являются источником удовольствия. Мотовство пленяет его не ожидаемыми удобствами или удовольствием, которые можно получить от приобретенных благ. Его радость и награда заключаются в самом акте бессмысленной траты денег. И этим актом он демонстрирует свое равнодушие к деньгам как таковым. Он расточает деньги демонстративно, чтобы доказать, что он стоит выше денежных соображений, и тем самым невольно показывает, как высоко он их ценит. Не подлежит сомнению, что среди богачей из мира корпораций можно найти людей, воплощающих собой обе эти эксцентричные крайности, порождаемые денежной экономикой. Но такие люди не типичны для данной среды. Для большинства богачей из мира корпораций деньги остаются желанным орудием обмена - идеальным и верным средством для достижения великого множества конкретных целей. Большинство из них ценит деньги только в той мере и потому, что в обмен на них они могут приобретать комфорт и веселье, общественный почет и спиртные напитки, уверенность в прочности своего привилегированного положения, власть и заманчивые переживания, свободу и скуку. |
загрузка...