Эта книга находится в разделах

Реклама

Майкл Ко.   Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Глава 5. Постклассическая эпоха

К концу X в. судьба некогда гордого и независимого народа майя оказалась в руках воинственных завоевателей из горных районов Центральной Мексики. Новый военизированный порядок пришел на смену правлению просвещенных правителей классической эпохи. О событиях, которые привели к захвату Юкатана и последующему усвоению его захватчиками культуры майя, которая к этому времени уже, правда, пришла в упадок, мы знаем настолько много, что можем написать то, что, хотя и с некоторой натяжкой, можно было бы назвать историей этого времени. Исторические хроники кануна Конкисты из Юкатана и горных областей Гватемалы, которые были записаны в испанской транслитерации вскоре после появления испанцев в Америке, восходят к временам, относящимся к началу постклассической эпохи и являются источником очень ценных сведений.

Но даже в том случае, когда эти сведения подкрепляются авторитетом епископа Ланды, который был осторожен и использовал для своих работ только рассказы местных жителей, которые считались людьми уважаемыми, или сведения, почерпнутые из материалов местного судопроизводства и разрешения земельных споров, не стоит безоговорочно доверять всему, что написано. Уже сами по себе такие сведения часто противоречивы и достаточно путаны. В добавление ко всему представители местных знатных родов иногда сознательно фальсифицировали свою собственную историю, исходя из соображений местной политической конъюнктуры. Самым полным и наиболее ценным источником являются так называемые «Предсказания К'атунов» из Юкатана, которые содержатся в книгах, которые известны под названием «Чилам Балам». Это название восходит к пророку майя, предсказавшему прибытие испанцев из-за моря.

«История», которую рассказывают эти книги, базируется на календарной системе «короткого счета», цикла из тринадцати к'атунов, или (13 х 7200 дней) 265,5 лет. Каждый к'атун именовался по названию своего последнего дня, который всегда выпадал на день Ахау. К сожалению, майя, жившие во времена постклассического периода, отличались мышлением, которое было слишком сильно завязано на представлениях о цикличности, так что, если некое событие происходило в К'атун 13 Ахау, оно, согласно представлениям майя, должно было произойти и в следующем К'атуне, носящем такое же имя. В результате предсказания и история сплелись в этих документах в столь тесный клубок, что иногда они звучат почти как религиозные откровения. К примеру, одна из подобных историй начинается так: «Это повествование о том, как один и единый бог, 13 богов, 8000 богов явились, отвечая на призыв жрецов, пророков, „Чилам Балам“, Ах Хупана, Напак Тана, жреца Нахау Печь и Ах Кауил Ч'ель. Затем они получили повеление, те слова, что измерены, были переданы им».

загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru