Модернистский иудаизм в США
С победой буржуазных революций в Европе, когда пали стены гетто ж еврейские массы были вовлечены в жизнь капиталистических городов, иудейские теологи начали приспосабливать свою религию к новым социальным условиям.
В XIX в. еврейская буржуазия Германии, Франции и Англии попыталась очистить иудаизм от наиболее устаревшего и отжившего в условиях капиталистического общества, чтобы лучше использовать его для укрепления своего влияния на трудящихся евреев. В 1819 г. по инициативе немецких раввинов в Германии был создан «Vеrеіn für Kultur und Wissenschaft für Juden» («Союз культуры и науки для евреев»). Этот «Союз» и начал реформировать иудаизм. Реформа, по мнению его руководителей, должна была привести к очищению иудаизма от старой обрядности. Этот реформированный иудаизм отказался от «Шулхан аруха» и пытался создать новые основы иудейства. «Средневековье минуло для нас невозвратно, — писал идеолог обновителей иудейского вероучения А. Гейгер, — и нам ли желать восстановления его поблекшего величия и пребывания среди его развалин, где несет плесенью и отдает могильным запахом! Современный нам иудаизм должен предпринять серьезную борьбу с средневековым, так как он берет начало не в нем, а в седой древности»1. По примеру Гейгера многие иудейские богословы Запада стали поспешно отыскивать в иудаизме некую духовную, нравственную религию. Так, М. Лацарус в своей книге «Этика иудаизма» проводит идею о том, что «сокровенная сущность» иудаизма заключена в нравственности, которая является «истечением божественного порядка, выражением божественного закона и выполнением божественной заповеди»2. Вслед за Лацарусом философским «обоснованием» иудаизма занялся неокантианец Герман Коген. Полагая, будто содержание реальной действительности дано только в идее, Коген заключает, что бог «представляет собой подлинное бытие, по отношению к которому всякое бытие природы и человеческого мира — призрак и тень»3. В свете этих идеалистических положений он рассматривает иудейский монотеизм как некое извечное духовное начало, нашедшее свое воплощение в так называемой нравственности иудаизма. Защищая вековечные «исключительно еврейские», т. е. талмудические, принципы, Коген пытался увязать их с «идеей человечества». Так, в иудейском мессианизме он находит величественный источник всечеловеческой нравственности. Проповедь эта объективно преследует цель удержать угнетенные капиталом народные массы от их законного стремления включиться в борьбу против эксплуатации и притупить их классовое сознание посулами о мессии и царствии небесном. Вопросами реформы иудейской религии в России активно занимался теолог А. Брагин. Встревоженный тем фактом, что в гетто «хлынул поток европейской цивилизации», он проповедовал, что евреи должны держаться за иудаизм. Еврейские богословы видели (и видят) в этом средство удержать трудящихся евреев от участия в революционной борьбе. Обратив внимание на то, что социальные условия жизни еврейских масс России XIX в. претерпевают глубокие изменения, поповствующий реформатор, опасаясь атеизма, вольнодумства «и тому подобных теорий», заявляет: «Реформы в области религии неизбежны». Однако, рекомендуя пересмотреть всю обрядовую сторону иудаизма, А. Брагин утверждал, что «в самом Талмуде достаточно таких элементов, которых с лишком хватит на обновление иудаизма»4. Активную деятельность в последние десятилетия развернули идеологи иудаизма в США, используя для этой цели большую сеть синагог (около 4 тыс.), объединенных в «Совет синагог Америки». Совет этот ведает не только синагогами, но издает 13-томный Талмуд и другую религиозную литературу, руководит религиозными школами, семинариями и институтами. Под его эгидой действуют около трех тысяч «субботних школ», «Еврейский институт религии» и «Еврейский теологический семинарий рабби Элхонона» в Нью-Йорке, «Еврейский религиозный колледж» в Чикаго и др. Процесс приспособления церквей разных исповеданий к условиям господства крупной буржуазии, к условиям империализма начался в США со второй половины XIX в. В частности, ревнители синагоги, идя навстречу классовым интересам своих богатых хозяев, учли социальные и политические условия жизни в капиталистической Америке и внесли коррективы в средневековые установления раввинизма, приспосабливая их к буржуазному строю. Руководители синагоги, не вычеркивая ни одного догмата талмудического иудаизма и не добавляя ни одного нового, стали обновлять, подчищать иудейское вероучение в мелочах. Одни из них несколько видоизменили раввинистские традиции и стали проповедовать «консервативный иудаизм», другие пропагандировали привезенный в США в конце прошлого века зажиточной частью иммигрантов из Германии так называемый «реформированный иудаизм», придавая ему черты американизма. Сторонники реформистского иудаизма ввели порядок богослужения не на древнееврейском языке, как это обычно принято, а на английском. Свод молитв, ими составленный, обозначался не обычным религиозным названием «Сиддур», a «Union Prayer Book». Подражая христианской церкви, они разрешили разобрать в синагоге перегородку, отделяющую мужское отделение от женского, предоставив женщине, вопреки вековым традициям раввинизма, равные в синагоге «права» с мужчиной. Они отказались от некоторых других мелочей, касающихся церковной службы и ритуала. Возглавлял общину реформистских иудеев раввин не с патриархальной бородой, одетый в средневековый лапсердак и штраймл (своеобразный головной убор), а в современном костюме, с чисто выбритым лицом и светскими манерами. Такой раввин (раббай) олицетворяет единство синагоги и капитала. Особенность же так называемого «консервативного иудаизма» заключается в том, что он высказывается за соблюдение всех традиций, но стоит в то же время за их проспособление к современным американским условиям. Один из сторонников этого течения, А. Левитан, пишет, что «соблюдение верующим евреем традиции означает и почитание «Шулхан аруха», и Талмуда, и соблюдение субботы, кошерную пищу»5. Хорошо зная, что все эти традиции раввинизма не популярны среди масс еврейского населения, сторонники консервативного иудаизма требуют, чтобы был разработан новый «Шулхан арух» т. е. свод религиозных правил, приспособленный к условиям сегодняшнего дня. Реформистский и консервативный иудаизм, получившие довольно широкое распространение среди американских евреев в 20-х годах, переживают ныне серьезный кризис в связи с тем, что в последние десятилетия влияние синагоги начало катастрофически падать. Об этом убедительно говорит религиозная статистика, хотя она и преуменьшает цифры об отходе от религии и не отличается точностью. В настоящее время иудейские «религиозные социологи» в США, по примеру своих христианских коллег занявшись обследованием состояния религиозности населения, пришли к неутешительным выводам. По данным, появившимся в печати, в будние дни! синагога почти не посещается, по субботам ее посещает только 9% общего числа обследованных, по праздникам — 15% и лишь в Судный день — 73%. Чтобы задержать процесс отхода от религии, руководители синагоги ныне стараются доказать «общечеловеческую» значимость иудейского вероучения. Американо-еврейский философ X. Житловский еще в 30-х годах провозгласил: «Иудаизм — это универсальная, общечеловеческая религия». Ядро универсализма в иудействе заключено, по мнению Житловского, в социализме. «Социализм,— писал он, — это иудаизм. И нет никакой еврейской веры, кроме веры в социализм»6. Концепция иудейского социализма отражает в мистифицированном виде процесс приобщения еврейских трудовых масс в США к идеям научного социализма, их стремление к активным общепролетарским действиям, направленным против капиталистической эксплуатации. Вторя Житловскому, один из современных столпов иудаизма в США, М. Винер, утверждает, что настало время превратить узконациональную, полную запретов религию в «рационалистическую, универсальную, чисто этическую религию..., которую рекомендовали бы сейчас всем сынам человеческим в качестве нормы и критерия религиозной истины»7. При этом Винер, как и другие иудейские богословы в США, делает ставку на Талмуд. Из массы его поучений они рекомендуют извлечь нормы и принципы для «универсальной этической религии». Не прочь поддержать эту рекомендацию и сторонники христианства, идейные наследники тех, кто в недавнем прошлом конфисковал и сжигал Талмуд, кто вдохновлял и устраивал еврейские погромы. Во имя спасения религии и объединенной борьбы против атеизма и материализма идеологи христианства и иудейства готовы пойти на союз, установить дружбу между синагогой и церковью, католицизмом и иудаизмом. В США создан специальный межрелигиозный институт под названием «Interdenominational Institute». Иудеи наравне с христианами имеют свой радиочас, в эфире звучат проповеди о братании синагоги и церкви, которые, как известно, столетиями враждовали друг с другом. Широкий отклик в иудейской среде получила декларация «О взаимоотношении церкви с нехристианскими религиями», утвержденная 28 октября 1965 г. на четвертой сессии II Ватиканского собора. Как известно, в декларации имеется специальный раздел, посвященный евреям и иудаизму. В нем, в частности, выражено «сожаление» по поводу того, что антисемитизм все еще имеет место в современном мире, и высказано положение об отсутствии юридических оснований считать евреев ответственными за смерть Христа помимо первосвященника Иерусалимского храма и его свиты8. Не дождавшись окончательной редакции так называемого ватиканского еврейского документа, руководитель современных реформированных иудеев в США Айзендрот, зная о нем только но проекту (по «схеме»), откровенно заявил: «Настало время пересмотреть отношение иудаизма к христианской церкви, т. е. необходимо такое сближение реформированной синагоги и церкви, которое даст им в перспективе возможность объединиться в единую мировую религию»9. Перед угрозой потери влияния на массы и всепобеждающей силы научного материлизма служители различных религий готовы забыть недавние кровавые столкновения и протягивают друг другу руку. В последнее время среди части иудейских теологов в США заметно стремление восстановить и сохранить иудейскую религию в ее ортодоксальном виде со всеми средневековыми предписаниями и нелепостями. Сторонники этого направления называют себя «реконструктивистами». Реконструктивисты взялись «оживить» иудаизм, вернуть ему черты средневекового талмудизма, приправив его националистическим ядом, позаимствованным у современных лидеров сионизма. Синагога рекламирует реконструктивизм как истинное слово божье. Во второй половине XIX в. американский реформистский иудаизм отвергал сионистическую идею о «земле обетованной». В программе, принятой на учредительном съезде реформистских иудеев, состоявшемся в Питсбурге в 1885 г., было сказано: «Мы не рассматриваем себя больше как нацию, но как религиозную общину. Мы не рассчитываем поэтому на наше возвращение в Палестину, на то, что будем служить богу как в древние времена, или же на какие-либо законы еврейского государства, которое могло бы быть возрождено»10. В 1897 г. в Монреале была созвана восьмая конференция американских раввинов, на которой присутствовали виднейшие лидеры реформистского иудаизма. По сообщению В. Зака, монреальская конференция происходила в то время, когда борьба между ортодоксальным и реформированным иудаизмом в Америке приняла наиболее острый характер. Конференция должна была стать «манифестацией реформированной синагоги»11. Один из ее вожаков, И. Вайз, выступая на этой конференции, заявил: «Сионисты являются глупыми фанатиками бессмысленной утопии. Их мессианизм — временное опьянение больных умов»12. А в 1947 г. один из духовных отцов реконструктивизма, Д. Моргенстерн, на конференции американских раввинов распинался в пользу израильского сионизма. Реконструктивисты пересмотрели иудейский молитвенник («Union Prayer Book») и приблизили его к патриархальному молитвеннику («Сиддуру»), Они восстановили богослужение на древнееврейском языке, в «дни покаяния» трубят в рог и т. п. Но все это, однако, не оказало ожидаемого действия на трудящихся. Согласно данным американо-еврейскогр журнала «Цукунфт», подавляющее большинство еврейской молодежи в США арелигиозно. Все попытки вовлечь ее в синагогу обречены на провал. От поколения к поколению, констатирует журнал, «процент верующих среди евреев становится все меньше и меньше»13. Анализируя статистические данные о духовной жизни евреев в Америке, социолог Э. Пат справедливо заключает: «Несмотря на неустанную деятельность тысяч раввинов и раббай и на миллионы долларов, которые они ежегодно расходуют..., им все же не удается внедрить в жизнь американских евреев религиозный быт и религиозную философию»14. Отход трудящихся евреев от синагоги объясняется тем, что они на своем собственном опыте убеждаются, что иудаизм в современном мире находится в кричащем противоречии с ним и достижениями науки и светской культуры. Отдаляясь от религии, они включаются в общую борьбу пролетариата за лучшую жизнь на земле. 1 А. Гейгер. Еврейство в XIX столетии. — «Восход», СПб., 1883, № 5-6, стр. 141. 2 М. Lazarus. Die Ethik des Judenthums, Bd. 1. Fr. am Main, 1904, S. 85. 3 Г. Коген. Значение еврейства в религиозном прогрессе человечества. Теоретические и практические вопросы еврейской жизни. СПб., 1911, стр. 7. 4 А. Брагин. К вопросам о реформе в области еврейской религии. — «Восход», СПб., 1895, № 1, стр. 55—60. 5 «Иво-Блетер», Нью-Йорк, 1946, т. XXVIII, стр. 381 (на яз. идиш). 6 X. Житловский. Евреи и еврейство. Нью-Йорк, 1939, стр. 12, 83 (на яз. идиш). 7 М. Винер. Мессианская идея в традиционном и современном иудаизме. — «Иво-Блетер», 1944, т. XXIV, стр. 10. 8 «Acta apostolica sedis», 1966, p. 740. — «Вопросы научного атеизма». M., 1968, стр. 193—196. 9 M. Цанин. Государство Израиль и мировое еврейство.— «Ди голдене кейт», 1964, № 50, стр. 89. 10 Альманах «Zum dinst fun Folk» («На службе народа»). Нью-Йорк, 1947, стр. 273 (на яз. идиш). 11 В. Зак. История евреев в Канаде, т. I. Монреаль, 1948, стр. 309 (на яз. идиш). 12 Там же, стр. 310. 13 «Цукунфт» («Будущность»). Нью-Йорк, 1958, № 3-4, стр. 116 (на яз. идиш). 14 Там же. |
загрузка...