Введение
В атеистической литературе, вышедшей за последние годы в нашей стране, много внимания уделяется происхождению и критике Библии. Научное освещение этого вопроса решительно опровергает богословские догматические построения о сверхъестественном возникновении Ветхого завета и зиждущейся на нем религии Яхве как религии «богооткровенной». Что касается происхождения Талмуда и его критики, то в атеистической литературе об этом писалось мало. Однако в религиозной практике иудаизма Талмуд играет первенствующую роль. Его догматика служит основой не только для разрешения любого религиозного казуса и пропаганды антинаучных взглядов, но и для проповеди эксплуататорской морали и защиты средневековых устоев. Поэтому научная критика мировоззрения Талмуда, как и других «священных книг», — задача важная и актуальная.
Среди верующих нашей страны необходимо систематически вести воспитательную работу, разъяснять антинаучную сущность религиозных представлений о мире, реакционный характер религиозных догматов и обрядов. Ибо чем скорее советские люди освободятся от религиозных пут, тем полнее и шире развернется их творческая энергия, направленная на успешное претворение в жизнь программы построения коммунизма. К числу религиозных представлений относится утверждение, усиленно пропагандируемое иудейской и христианской церквами, о божественном происхождении «священных книг» иудаизма и вышедшего из его недр христианства. Разоблачение этих воззрений поможет верующим вырваться из царства тьмы и невежества, в котором их цепко держат в равной степени церковь, синагога и мечеть. Еврейские богословы и буржуазные националисты считают Библию и Талмуд книгами боговдохновенными. Современные иудейские клерикалы особенно возвеличивают Талмуд. Так, руководители израильской синагоги сравнительно недавно опубликовали восьмитомную «Энциклопедию Талмуда», в которой уверяют, что в Талмуде «слышен голос Торы (первая часть Библии), что он святая святых, что в нем пребывают живые слова бога»1. Клерикальные партии Израиля «Агудат Исраэл» («Ассоциации Израиля») и «Поалэй агудат Исраэл» («Рабочие ассоциации Израиля»), отличающиеся резко выраженной ортодоксальностью, отстаивают решающую роль принципов и поучений Ветхого завета и Талмуда в социальной жизни, проповедуют идею о превращении Израиля «в теократическое государство с сугубо религиозным укладом жизни»2. В условиях классово-антагонистического общества Талмуд отвлекает трудящихся от борьбы против эксплуататоров проповедью блаженства после смерти и учением о приходе мессии — небесного избавителя от земных мук и страданий. Талмуд усыпляет сознание угнетенных, убаюкивает их надеждой на воскресение для новой жизни на небе и тем заставляет их мириться с жестокой земной действительностью. Однако идеология угнетателей народа не могла стать и не стала мировоззрением народа. В странах социализма идеология Талмуда, как и всякая другая религиозная идеология, является тормозом, мешающим верующим трудящимся евреям активно и сознательно участвовать в строительстве нового общества. В СССР подорваны социальные корни всякой религии, в том числе и иудаизма, но раввины все еще держат часть еврейского населения в плену ветхозаветных и талмудических предписаний. При помощи Талмуда они насаждают в быту верующих евреев СССР суеверие, предрассудки, сохранившиеся от эксплуататорского общества. Предлагаемая книга представляет собой краткий популярный очерк, в котором» изложены научные взгляды на социальные и идейно-политические условия, породившие Талмуд, на крайне запутанное и реакционное его содержание. Отдельные главы очерка посвящены протесту народных масс и борьбе прогрессивных мыслителей против засилия предписаний изучения Талмуда. При подготовке настоящей работы автор учел критические замечания, которые были высказаны в рецензиях и письмах читателей на первое издание книги «Что такое Талмуд». 1 «Энциклопедия Талмуда», т. 1. Иерусалим, 1951, стр. 8 (на яз. иврит). 2 Г. С. Никитина. Государство Израиль. М., 1968, стр. 93. |
загрузка...