Примеры фальсификации истории крестовых походов католическими авторами XI—XIII вв.
Существенным, на наш взгляд, является вопрос о фальсификации хронистами подлинной истории крестовых походов. Анализ их произведений показывает, что они насыщены изрядным числом сознательных искажений исторического материала. Речь идет о самой настоящей фальсификации, об умышленных извращениях фактов, предпринимавшихся церковными и светскими писателями XI—XIII вв. с целью возможно более последовательного проведения тех апологетических тенденций, которые образовывали руководящую нить их повествований. Принимая во внимание значительное число этих фальсифицированных фактов, мы можем с полным основанием утверждать, что авторы хроник и мемуаров во многом искажали историю крестоносных войн. Они делали это преднамеренно — в угоду церкви и тем князьям или королям, чьи интересы в каждом случае определяли идейно-политическую направленность их сочинений. В чем выражалась самая фальсификация, каковы были ее конкретные приемы и методы? Они носили самый элементарный характер, что вполне соответствовало общему уровню латинского летописания того времени, В особенности это относится к хроникам Первого крестового похода с их чрезвычайно ярко и вместе с тем прямолинейно выраженным панегирическим звучанием. Но сказанное применимо и к приемам преподнесения материала, употреблявшимся более поздними авторами. Писавшие ради прославления имени божьего и стремившиеся представить в лице крестоносцев и их вождей образцы истинно христианских героев, католические историки всемерно и подчас искусственно идеализировали борцов за гроб господень. Такая тенденция постоянно обнаруживается в произведениях интересующей нас летописной и мемуарной литературы. Методы фальсифицированного изложения отдельных событий и изображения самих крестоносцев разнообразны и с трудом поддаются строгой классификации. Нередко использовались различные приемы одновременно. Хронисты и мемуаристы прибегали к тем или иным способам в зависимости от конкретных обстоятельств: в одних случаях нужно было замаскировать факты, дававшие, как им казалось, повод к сомнениям относительно истинных причин или характера деяний крестоносных героев; в других — просто представлялась благоприятная возможность лишний раз подчеркнуть их высокие побуждения и благородство. [320] Ниже сделана попытка выявить наиболее характерные методы фальсификации, встречающиеся в латинских хрониках крестовых походов. |