Принимая во внимание все вышеизложенные факты, мы теперь в состоянии сделать вывод, который позволит нам представить заслуживающую доверия картину жизни на Атлантиде в ее последнюю эпоху — ту, что предшествовала ее окончательному погружению в пучины океана. Мы уже собрали некоторую информацию относительно условий, имевших место в более ранний период, и должны теперь приблизиться к «реконструкции» сообщества, вероятно находившегося на том же самом уровне цивилизации, на каком была Мексика к моменту прибытия Кортеса, или Китай накануне европейского вмешательства, правда помня о том, что люди Атлантиды не были знакомы с металлами.
В течение столетий ландшафт острова-континента, должно быть, подвергался большим изменениям под влиянием народа, чрезвычайно хорошо приспособленного для освоения технического прогресса. Рассказ Платона говорит о каналах протяженностью более чем в тысячу миль и о дорогах, которые, очевидно, пересекали внутренние области Атлантиды. То обстоятельство, что страна была разделена на регионы и что каждый землевладелец по закону был обязан предоставить определенную квоту людей для армии и флота, ведет к предположению, что очень значительная часть земель была освоена и что на Атлантиде имелось довольно большое количество мореплавателей. Тем не менее едва ли может быть подвергнуто сомнению существование очень больших пустынных и незаселенных пространств и что в действительности большая часть острова была, по сути дела, тундрой, которая преобладала в Европе в рассматриваемую эпоху. Наличие большой горной цепи, должно быть, оказывало влияние и на сельское хозяйство, и на климат острова, и вполне вероятно, что Атлантида была частично покрыта густыми лесами.
Мы не имеем никаких сведений о других городах, за исключением столицы, но можем не сомневаться в том, что они существовали. Можно даже представить себе некий общий архитектурный стиль Атлантиды и из рассказа Платона и исходя из исследований англо-испанской школы археологии в Уэльве в Испании, на работы которой мы уже ссылались. Платон заявляет, что архитектурный стиль, столь любимый атлантами, был «варварским», а для грека это, конечно, означало «восточный». Он сообщает нам, что внешние стены большого храма Клейто и Посейдона были украшены серебром, его башенки блестели золотом и что крыша была украшена слоновой костью, золотом, серебром и орихалком или медью. Но ввиду того, что азилийцы совсем не знали металлов, такое описание конечно же вводит в заблуждение. Точнее будет положиться на результаты недавних испанских раскопок в Уэльве и определить тип архитектуры Атлантиды как «циклопический» — тип, с которым мы сталкиваемся в Микенах и в других местах.
Здания такого типа построены из больших кусков камня квадратной формы, плотно прилегающих друг к другу, но неравных по размеру. Огромные камни-монолиты обычно использовались для постройки ворот. Но термин «циклопический» также относится и к стенам, выложенным из многогранных блоков, которые во многих случаях были подогнаны с большим навыком и тщательностью. Этот вид каменной архитектуры встречается не только в Греции, но также и во многих местах в Этрурии и Америке, и не может быть никакого сомнения в чрезвычайной древности применяемого атлантами метода строительства.
Примеры этого специфического вида архитектуры мы находим во многих частях Европы и Азии, и в действительности кажется ясным, что все они — не что иное, как варианты древней архитектуры Атлантиды. Люди, перенесшие ее на европейскую почву, откуда она, вероятно, распространилась далее на восток, несомненно, были протоиберийцами, «средиземноморской расой» Серги. Самые первые участки, на которых были обнаружены образцы этой архитектуры, похоже, подтверждают их западное происхождение. Очевидно, что она не была перенесена с Востока на Запад, так как строители этих сооружений иберийцы происходили не из восточного региона Средиземноморья. То же самое можно сказать о грубых каменных монументах, которые обычно связывают с культурой иберийцев, — каменными кругами, менгирами и дольменами Англии, Франции и Пиренейского полуострова, брохами Шотландии, большими каменными фортами Ирландии, нурагами Сардинии и похожими на них талаятами Балеарских островов. Известно также, что грубые каменные монументы Португалии практически все находятся вблизи Атлантического побережья и очень немногие внутри страны.
Я также показал в книге «Проблема Антлантиды», что общий архитектурный план столицы Атлантиды, как его описал Платон, был скопирован во многих местах. Хорошо известно, что основной план и очертания больших городов античности часто экспортировались в колонии. Многие города, как в Европе, так и в Африке, представляют собой копии с атлантидской модели. Одна из таких наиболее выдающихся моделей — Карфаген, в плане почти идентичный архитектурному плану столицы Атлантиды. Действительно, и столица Атлантиды, и Карфаген представляли собой холм-цитадель, окруженный зонами земли и воды, имели канал, ведущий к морю, и мосты через эти зоны, укрепленные башнями. В обоих случаях доки были покрыты крышей, города были окружены тремя стенами и имели большие цистерны для снабжения питьевой водой и для ванн, и они охранялись большой морской стеной, скрывающей вход в гавань.
Этот круглый план — «острова внутри острова» — был довольно популярен в Западной Африке. Ханно, карфагенский путешественник, обнаружил подобный план в этом регионе, и, вне всякого сомнения, он встречается также в Америке, особенно это относится к древнему плану ацтекского города Мексики Теночтитлан, а также и к другим местам.
Возникает также вопрос о наличии пирамид на Атлантиде. Кажется маловероятным, что они могли там быть, но в то же время вполне вероятно, что пирамиды в Египте и в Америке являются лишь более поздним воспоминанием о священном холме Атлантиды. В раннем Египте, Мексике и Перу некоторые холмы считались особо священными обителями сверхъестественных существ. В Мексике гора считалась обителью богини изобилия, и в некоторых частях этой страны она была облицована камнем подобно египетской пирамиде, хотя в регионе, населенном строителями насыпи Миссисипи, она была сооружена только из одной земли.
Связь между мексиканскими пирамидами, сооруженными из камня, и простыми земляными холмами обнаруживается в насыпи, посвященной богине Коатлик, поблизости от Теокалли, или пирамиде ее сына, Уицилопочтли, в Мексике. Важные сановники захоранивались в этих пирамидах точно так же, как и в пирамидах Египта, которые, очевидно, тоже имеют своим прототипом образ священной горы. И действительно, некоторые из египетских пирамид были названы такими именами, как «Гора Ра», и другими подобными названиями.
Египетские и американские пирамиды имеют, таким образом, общую историю развития. Идея их сооружения должна была произойти из какого-то общего центра. Похоже, что они ведут свое происхождение от священного холма Атлантиды. Более того, пирамиды должны быть найдены и на Канарских, и на Антильских островах, замкнув, таким образом, связь в цепи между Европой и Америкой, в которой Атлантида является недостающим звеном.
Продовольственное снабжение Атлантиды было описано Платоном. Он утверждает, что остров производил множество корнеплодов, фруктов, винограда и зерна. Но в последнем пункте его поправил Диодор, утверждавший в своем описании острова Гесперия, который в этом случае должен быть отождествлен с Атлантидой, что зерно было неизвестно его жителям. Зерно, как часто считается, — дар Коры, или Деметры, богини плодородия острова Крит. Первоначально оно выращивалось именно в этой стране или же в Египте и происходило от сравнительно дикорастущей «травы», считающейся местной в Файюме и в Южной Палестине. Но его происхождение окутано непроницаемой тайной, и тот факт, что оно было тесно связано с элевсинскими мистериями и с таинствами Осириса, которые имели западные корни, можно считать убедительным свидетельством того, что оно произошло из Атлантиды, хотя догматизировать это утверждение было бы неразумно. Плод с твердой коркой, произраставший в Атлантиде и предоставлявший и мякоть, и напиток, и масло, о чем уже упоминалось, был, очевидно, кокосовым орехом, или некой его разновидностью.
Продовольствие животного происхождения было представлено рогатым скотом, большими стадами овец и коз, а также рыбой. Великие равнины снабжали жвачных животных пастбищами, но маловероятно, чтобы в пищу также употреблялась конина. Лошадь, скорее всего, была вьючным животным. То же самое относится и к слону. То, что это животное использовалось в войне, весьма вероятно. Мы помним, что карфагеняне, воспринявшие много атлантидских традиций, использовали боевых слонов против римлян и иберийских племен Испании.
Представление о костюме и платьях атлантов может быть основано только на рисунках, которые оставили после себя азилийцы. Эти одежды несколько напоминают автору костюмы критян минойского периода. На большинстве гравюр верхнего палеолита люди Европы наги, но человек Лосселя носит узкий пояс. Женщины на испанских картинах, однако же, обычно одеты в юбку, которая прикрывает тело, начинаясь выше талии и заканчиваясь чуть ниже колен, оставляя верхнюю часть тела обнаженной. Однако было бы неразумно на основании этих картин, демонстрирующих почти полную мужскую наготу, заключить, что она была универсальной или даже общепринятой. Жрецы носили церемониальные костюмы, как это замечено на примере танцующих фигур от Л'абри-Меже, — они носили кожи и маски животных, и то обстоятельство, что многие из мертвых были обернуты в кожи и кожаные безрукавки, на которых были нашиты ракушки, вполне оправдывает предположение, что и в жизни они носили подобные предметы одежды.
Головные уборы статуэток, найденных в Виллендорфе и Брассемпу, напоминают египетские, и множество людей на альпийских картинах представлены в украшенных перьями головных уборах, очень похожих на те, что до сих пор используются среди индейских племен. Другие показаны в высоких шляпах треугольной формы, мало чем отличающихся от шляп шотландцев, а некоторые женщины — в конических колпаках, сделанных, возможно, из кожи или меха. Некоторые изображены в украшенных перьями лентах, спускающихся ниже колена и вокруг лодыжек подобно масаям Юго-Восточной Африки. Вероятно также, что и мужчины, и женщины носили украшения из раковин и зубов, окрашенных или простых. Действительно, костюм азилийцев в некоторых чертах напоминает одежду ацтеков Мексики, а также и древних средиземноморских народов.
Атланты, очевидно, имели и литературу, и если это действительно так, то была ли она выражена в письменных документах или просто передавалась устно? Исходя из общих черт их цивилизации, а также и из других обстоятельств, любой склонится к мнению, что на острове процветала и письменная, и устная литература.
Мы уже видели, что так называемая алфавитная галька, найденная среди азилийских изделий, более чем вероятно имеет человеческие очертания, выраженные традиционно и символически, но это не противоречит тому, что более цивилизованные азилийцы Атлантиды обладали некоторой системой письма, иероглифического или пиктографического. То, что азилийцы Европы обладали чем-то, напоминающим символьную систему, само по себе неплохо доказывает, что их современники в Атлантиде продвинулись в использовании по крайней мере пиктографических образов, подобных тем, которые применяли ацтеки Мексики для счета дани, датировки религиозных праздников и даже для ведения исторических хроник, а также и для беллетристики. Платон, утверждая, что законы Атлантиды были выгравированы на колонне из орихалка, подразумевает, что некоторая система письма там существовала.
По этому поводу мы можем, надо полагать, привести мнение доктора Т. Рис Холмса, высказанное в книге «Древняя Англия»: «Многие что-то слышали об окрашенной гальке и фресках Ле-Мас-д'Азиль и других пещер в Западных Пиренеях, которые много лет старательно искал знаменитый археолог Эдуард Пиетте. На одном из объектов, найденных в пещере Лортет, — гравюре на роге северного оленя, изображающей северного оленя и лосося, — можно заметить две маленькие ромбовидные фигуры со штрихом в центре каждой из них. „Справедливо гордящийся своей работой, — говорит господин Пиетте, — художник добавил в конце свою подпись“. Возможно, это и так, другие исследователи выкопали из пещеры Плакат в Рошебертье и из пещер Ла-Медельен и Ле-Мас-д'Азиль рога с выгравированными знаками, которые в точности напоминают греческие и финикийские буквы и могут быть сравнены с подписями, найденными на островах Тихого океана. Эти подписи — не письмо, но символы; они не объединены таким способом, чтобы формировать слова или тексты. „Но, — говорит Пиетте, — будучи символами, они составляют своего рода примитивное письмо“. Истинное письмо же, судя по всему, присутствует на глиняном горшке из неолитического поселения в Лос-Мурсьелагос в Португалии».
Если бы можно было доказать, что и этот фрагмент принадлежит к периоду неолита, то из этого бы следовало, что в том отдаленном времени искусство письма уже было известно по крайней мере одной ветви средиземноморской расы.
Если мы будем исследовать историю письма и символики в Европе и Америке, то обнаружим факты, указывающие на атлантическое происхождение некоторых элементов европейских и американских символов и глифов. В данный момент мы не утверждаем, что европейская алфавитная система имеет какое-либо другое происхождение, кроме финикийского с возможным египетским влиянием. Но мы же знаем, что все системы письменности начинаются с символики, и идентичность многих европейских, египетских и американских символов, используемых для нужд коммуникации, а также очевидная необходимость постулирования связующего звена между ними, находящегося где-то в Атлантике, требует тщательного рассмотрения.
Покойный Огюст ле Плонгеон утверждал, что установил полную идентичность египетского и центральноамериканского иероглифического письма. Но, будучи исследователем последнего и имея более чем поверхностное представление о подлинных текстах Египта, автор не склонен признать наличие какого-либо особенного сходства между египетским письмом, письмом майя или мексиканским письмом и не может согласиться с тем, как доктор ле Плонгеон перевел манускрипты майя. Подобие действительно существует, но при тщательном исследовании становится ясно, что оно лежит значительно глубже, чем полагал доктор ле Плонгеон, и заключается не в тех чертах, о которых он думал.
Кое-какие символы, описанные некоторыми антропологами как «тектиформы» или «крышеобразные», видны на изображениях бизона как в ориньякских пещерах, так и на рисунках индейцев равнинной Америки — и это хорошая отправная точка для подобной дискуссии, а заодно и доказательство связи между символами Европы и Америки. То, что мы не имеем здесь дела со случайным подобием, вполне очевидно; и это утверждение становится еще более обоснованным, если мы примем во внимание тот факт, что эти символы изображены на одной и той же части тела животного.
Макалистер говорит: «Некоторые из этих знаков или групп знаков были объявлены доказательством удивительной теории, что мадленский человек выработал форму знакового символьного письма». И в самом деле, если изображения из Альперы и других мест что-то говорят исследователям, знакомым с происхождением пиктографической письменности, то их создатели были действительно на пороге открытия некой подобной системы. Эти изобретения ни на йоту не отличаются от основ пиктографического письма американских индейцев, австралийцев и эскимосов или же хорошо известного ацтекского повествования, называемого «Codex Nuttall», в котором жизнь героя подана в виде картинок, и среди них всего лишь несколько символов или имен появляются как «текст». В некоторых местах в наскальной живописи в Альпере можно увидеть точно такие же символы, как и на азилийской окрашенной гальке, что, соответственно, доказывает использование их в качестве символов и, вероятно, символов имен. Кроме того, более чем в одном месте имеются линии или штрихи, очевидно обозначающие числа, связанные с рассматриваемыми именами-символами. Более того, что касается «тектиформ», очевидна их связь с этими именами и цифрами, и эти цифры удивительно похожи на те, что использовали майя, чтобы отобразить число «пять». Вся сцена целиком, как я полагаю, является не только записью великой охоты, но также и имен участвовавших в ней героев, равно как и числа убитых зверей.
Практически идентичные символы, характерные для азилийского искусства, можно обнаружить в пиктографической письменности племен североамериканских индейцев на приложенных мной иллюстрациях. Символы американских индейцев, несомненно, связаны с более условной системой письменности мексиканцев и майя, подобно тому как азилийская система, с другой стороны, связана с системами Египта и Вавилонии. Мы не можем прийти к другому выводу, кроме как признать, что ранние пиктографические символы Старого и Нового Света произошли из одного общего источника и, вероятно, в атлантической области. Отрицая это, мы должны предположить, что либо символы Старого и Нового Света имели различное и случайное происхождение, либо эти азилийские символы достигли Америки через Азию.
Первое предположение теперь полностью отклоняется исследователями символов по той очевидной причине, что человек ни в коем случае не «животное» и что символические подобия обычно слишком точны, чтобы быть случайными. Второе предположение столь же слабо, потому что мы находим, что все продвинутые системы пиктографического письма в Америке применяются на восточной стороне континента, и только их современные изломанные или выродившиеся остатки — на западных побережьях.
Обсуждая эти данные, приходишь к выводу, что символическая система живописи, использовавшаяся раньше и в Европе, и в Америке, должна была происходить из некоторой области, откуда она могла быть легко сообщена обоим. Такая область могла существовать только в Атлантическом океане. Действительно, как я уже показал в другой книге, значительная часть символов майя имела определенное отношение к легенде о катаклизме. Кроме того, эти символы теперь известны исследователям как «калькулиформы», или «имеющие форму гальки», и очевидно, являются производными от окрашенной гальки подобно письму азилийцев.
Таким образом, нет причин отрицать атлантидское пиктографическое письмо, по крайней мере, в его элементарной форме, а возможно, и довольно высокоразвитого, как, например, та система письма, которая содействовала целям коммуникации в великой и обширной ацтекской империи. Несомненно, у них были также светские и религиозные тексты, вырезанные на камне или написанные краской на стенах пещеры. Как мы уже видели, Канарские острова изобилуют пещерами, «где, по словам Осборна, — потолки были покрыты однородным слоем красной охры, в то время как стены были украшены различными геометрическими узорами красного, черного, серого и белого цвета». Рене Верно, известный французский антрополог, описывает их так: «Все стены (в гроте Гольдар) украшены рисунками». Таким образом, древние люди, жившие в последнюю эпоху Атлантиды обладали своей собственной системой символов. Вся символика — просто этап на пути к письменному выражению, и рисунки — такие же мысли, изображенные подобно словам или напечатанным страницам. Вряд обитатели этих пещер — пастухи или охотники — по своему культурному уровню могли сравниться с жителями столицы Атлантиды, подобно тому, как пастухи Вогеза не могут сравняться с literati Парижа, а ковбои Дикого Запада с интеллектуалами и учеными Бостона или Нью-Йорка.
Относительно манер и этики людей Атлантиды мы можем говорить с большей уверенностью. Все авторитеты античности в один голос заявляют, что они ни в коем случае не были достойны похвалы. Платон, в сущности, довольно мрачно описывает нравы детей Посейдона. Но мы должны помнить, что его отношение в чем-то предвзято, поскольку он, очевидно, пытался сделать из Атлантиды врага своего родного государства — Афин и настроить одну страну против другой, показать, что дети Посейдона, потомство довольно неприятного морского божества, ни в коем случае не были ровней людям Афины Паллады ни в нравах, ни в храбрости.
Есть, однако, и другие серьезные основания считать поздних атлантов людьми далеко не невинными. Как я сказал прежде, кажется вполне вероятным, что Атлантида дожила до значительно более позднего времени, чем указывает Платон, и если это в действительности было так, то мы имеем период, в течение которого люди Атлантиды, возможно, продвинулись от сравнительно варварского состояния, несомненно бывшего их отличительной чертой в азилийские времена, к намного большей социальной сложности, чем было в то время возможно.
Если это так, то вторжение на земли соседей говорит о нездоровье их общего настроения. Жестокое развлечение бычьей травли, которым они баловались, не позволяет нам представить себе ничего, кроме картины зверства, полутона которой плохо гармонируют с приписываемой им культурой.
Возможно, что грехи, обычно приписываемые «допотопному человеку» в Священных Писаниях многих народов, являются на самом деле памятью о скандальном поведении атлантов, которые также погибли в результате наводнения? Священные Писания говорят нам, что божественная или небесная раса стала развращенной через смешение с земными жителями. «Сыновья Бога (или цивилизованная раса) увидели дочерей людей (аборигенов) и узрели, что они были красивы; и всех, которых они выбрали, они взяли себе в жены». Это было точно то, что сделали Посейдон и его сыновья. Были также, как сообщают нам Писания, «гиганты (титаны) на земле в те дни». Столько зла сделали эти люди, что Создатель решил их уничтожить.
В 71-й главе Корана Ной читает молитву, в которой ясно показано, что, согласно мусульманским преданиям, «допотопная раса» погибла из-за своих грехов.
«Господь, да не пощади ни одного семейства из неверующих на земле, поскольку, если Ты оставишь их, они совратят твоих подданных и не породят ничего, кроме злого и неверующего потомства». Но эта молитва на самом деле была произнесена Ноем только после того, как он нашел, что допотопный человек в действительности был порочным и неисправимым в течение всех 950 лет, на протяжении которых Ной, как считается, испытывал его. Ной также воскликнул: «Господь, прости мне и моим родителям, и каждому, кто должен войти в мой дом, и воздай неправедному только разрушение». Объясняя эти слова, восточные комментаторы Корана расходятся: некоторое считают, что Ной упомянул здесь свой собственный жилой дом, а другие относят их к храму, который он построил для поклонения Богу, или к ковчегу, находившемуся тогда в пути.
Коран подтверждает, что Ной, сооружая ковчег, часто отвечал насмехающимся неверующим следующими словами: «Хотя вы насмехаетесь над нами теперь, мы будем насмехаться над вами в будущем, поскольку вы насмехаетесь над нами; и вы должны знать о том, на кого падет наказание, кто покроет вас позором, и еще о том, на кого должно пасть наказание длительное».
В вавилонской эпопее «Гильгамеш» бог Эа сердится на греховность людей шуруппак и устраивает такое бедственное наводнение, что «ни один континент не появился над водами». Греческий миф о Девкалионе гласит, что допотопный человек «был нагл и погряз в неправедности; он не соблюдал клятв и при этом не был гостеприимным к незнакомцам, не слушал просителей; и это зло было причиной его уничтожения. Внезапно земля излила огромное количество воды... и все люди были погребены под ней». Овидий, в его латинском рассказе о наводнении, заставляет Юпитера сказать следующие слова: «Потребовалось бы бесконечное время, чтобы повторить те тяжкие грехи, которые появились тогда всюду». Египетская легенда гласит, что бог Тем выпустил воды из первобытной пропасти на землю, чтобы уничтожить человечество за его зло.
Вишну в индусском мифе посылает наводнение на землю, потому что «все существа оскорбили его». В бретонской легенде город Йис был разрушен водами из-за развратной его принцессы, «которая гордилась своими пороками и свершила вдобавок семь смертных грехов». В мифе индейцев племени аравак бог Аимона Кондиа бичует мир пожаром, сопровождаемым наводнением, за все грехи человека. Другие бесчисленные мифы говорят о потоплении рода человеческого за его злодеяния. Возникновение столь широко распространенного мифа без некоторой определенной причины кажется почти невероятным. Гораздо более вероятно, что в основе этой универсальной легенды лежало фактическое историческое событие.
Не менее ценное свидетельство дано нам из Америки. Это миф об уничтожении грешников, переданный Джереми Куртином в его «Мифах о сотворении в первобытной Америке», который в устах американских индейцев звучит следующим образом:
«Был мир, существовавший прежде того, в котором мы сейчас живем. Это был мир первых людей, которые совершенно отличались от нас. Те люди были очень многочисленны, настолько многочисленны, что, если бы посчитали все звезды на небе, все перья на птицах, все волосы и мех на животных — их все же было бы меньше, чем первых людей.
Эти люди жили очень долго в мире, согласии, гармонии и в счастье. Никто не знает, и никто не сможет поведать, как долго они так жили. Наконец, рассудок всех, кроме очень малого числа, помрачился. Они начали враждовать — один оскорблял другого, сознательно или неосознанно, один вредил другому, намеренно или нет, один хотел некую вещь, другой хотел то же самое. Возникла вражда, и пришло время борьбы, в которой не было ни конца, ни остановки, пока бесчисленное множество первых людей — все, кроме малого числа, — были превращены в то, что есть на земле теперь или когда-либо было на ней, то есть в разных зверей, птиц, гадов, рыб, червей и насекомых, а также и в деревья, растения, травы, камни и некоторые горы. Они превращены во все, что мы видим на земле или на небе.
Жалкая горстка прежних людей, которые не ссорились, — тех великих первых людей старого времени, не затронутых падением нравов и сохранивших гармонию, оставили землю, поплыли далеко на запад, пересекли ту линию, где небо сходится с землей и касается ее, и приплыли в места, лежащие по ту сторону; остались там или пошли в гористые области и жили там счастливо, жили в согласии, живут так сегодня, и будут жить так же в будущем».
Конечно, такая всеобщая память о греховности атлантов не может быть случайной игрой воображения. В случае с Атлантидой мы имеем дело с миром, погруженным в морскую пучину из-за его пороков. Это, как мы увидим впоследствии, позволяет говорить о доплатоническом свидетельстве истории Атлантиды.
|