Литература
Общего удовлетворительного обзора истории монашества нет. До известной степени этот пробел могут заполнить 1) О. Zockler. Askese und Monchtum. Frankfurt a.M. 1897 (2. Aufl. des kritisch. Geschichte von Askese) и краткий очерк A. Harnack. Das Monchtum, seine Ideale und seine Geschichte, 7. Aufl., 1907. 2) Max Heimbucher. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche, 2. Aufl., Bd. 1-3. Paderborn, 1907-1908 (ценно главным образом подробными, хотя и односторонними указаниями литературы, по преимуществу католической) и 3) Helyot H, Histoire des ordres monastiques, religieux et militaires et des congregations seculieres de l'un et de l'autre sexe qui ont ete etablies jusqu'a present (1714). Paris, 1714-1719. Новые издания 1721, 1742 и 1838 годов — сочинение, богатое подробностями, но некритическое и католическое. Для монашеских одежд можно указать на G. Perugini. Collection complete des costumes de la cour de Rome et des ordres religieux et de deux sexes, avec un texte explicatif par M. l'abbe I.B. Etienne Pascal. Paris, 1852. Наиболее полное собрание монашеских уставов дает Holstenius-Brockie. Codex regularum monasticarum et canonicarum... 6 tomi in 3 vol. Augustae Vindobonensis, 1759. Более подробные указания на литературу можно кроме Heimbucher'a и статей в Hauck (Herzog) Realencyclopedie fur protestantische Theologie und Kirche. Leipzig, 1896 сл. найти у Fr. p.v. Smitmer Iiteratur der geistlichen und weltlichen, militarischen und Ritterorden... neu umgearbeitet und vermehrt (von Alb.K.Kaiser). Amberg, 1802. Для понимания монашества в связи с историей церкви полезно обращаться к общим трудам по истории церкви (К. Muller, Moeller-Kawerau, Наиск. Deutschlands Kirchengeschichte). В историю раннего восточного монашества вводят Michel-Ange Marin. О. Minim. Vie des Peres des deserts d'Orient anterieurs au [153] concile de Chalcedoine. Paris, 1900. Особенно же — Grutzmacher Pachomius und das alteste Klosterleben. Freiburg, 1896. Западное монашество до Бенедикта разработано в труде того же Grutzmacher'a Hieronymus und seine Zeit. Leipzig, 1901., Ernst Spreitzenhofer O.S.B. Die Entwickelung des alten Monchtums in Italien von seinen ersten Anfangen bis zum Auftreten des HI. Benedikt. Wien, 1894. Популярный и живой очерк африканского монашества дает I.M.Besse Les moines de l'Afrique romaine. Paris, 1900. Значение Бенедикта и его устава лучше всего выяснено у Grutzmacher Die Bedeutung Benedikts von Nursia und seiner Regel in der Geschichte des Monchtums. Berlin, 1892. Для эпохи клюнизма основной книгой является богатое материалом сочинение — Sackur E. Die Cluniacenser in ihrer kirchlichen und allgemeingeschichtl. Wirksamkeit. Bd. 1-2. Halle, 1892 и 1894, которое полезно дополнить более старыми: Scultze. Forschungen zur Geschichte des Klosterreform in 10. Jahrh. 1. Th. Kluniazensische uns lothringische Klosterreform. Halle, 1883 и F. Cucherat Cluny au XI-е siecle, son influence religieuse et politique. 4. ed. Autun, 1886. Живо и хорошо характеризует несколько более позднюю эпоху Vacandard Vie de S. Bernard. 2.vol. 4 ed. Paris, 1910. Ho для самого цистерцианского ордена нужно обратиться к краткому очерку: Leopold Janauschek Der Cisterzienserorden. Hist. Skizze. Brunn, 1884 и (специально по вопросу о конверзах) к Еb. Hoffmann О. Cist. Das Konverseninstitut des Cisterzienserordens in seinem Ursprung und seiner Organisation. Freiburg (Schweiz), 1905. См. также I. Jager Klosterleben in Mittelalter, ein Kulturbild aus der Glanzperiode des Cisterzienserordens. Wurzburg, 1903, Prutz Die Ritterorden, 1908. Литература о тамплиерах критически рассмотрена и указана в статье G. Salvemini L'abolizione dell'ordine dei templari в его Studi storici, Firenze, 1901, L. Zanoni Gli Umiliati nei loro rapporti con l'eresia, l'industria della lana ed i comuni nei secoli XII e XIII. Milano, 1911. Движения, подготовлявшие нищенствующие ордена, частью затронуты у Walter. Die ersten Wanderprediger Frankreichs. Bd. 1-2, Leipzig, 1906, Lea Histoire de l’Inquisition (русский перевод в издании Брокгауза-Ефрона) и в сочинениях, посвящённых ереси (F. Tocco L'Eresia nei Medio Evo, Firenze, 1884; Comba Storia della Riforma и др.) История францисканского ордена полнее всего изложена в книге С.А. Котляревского Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках. Москва, 1901, но более детальное ознакомление с вопросом возможно лишь через классическое сочинение К. Muller Die Anfange des Minoritenordens und der Bussbruderschaften и статьи F. Ehrle Die Spiritualen в [154] Archiv f. Litteratur- und Kirchengeschichte des Mittelalters, II, 1886, III, 1887. Наиболее популярная биография Франциска — P. Sabatier Vie de S. Francois d'Assize (есть плохой русский перевод; см. также В.И. Герье Св. Франциск, апостол любви и нищеты. СПб., 1909). Для доминиканства основные точки зрения установлены Denifle в его статьях в Archiv f. Litteratur- und Kirchengesch. MA. См. также A. Danzas Etudes sur les temps primitif de l'ordre de S. Dominique, 1-е serie, Poitier, 1873, 2-е serie, Poitier, 1885; P.M. Rings O.P. Das Werk des hl.Dominicus. Dullmen, 1910. Биография Доминика, написанная J. Guiraud, напечатана в серии «Les Saints» (Paris, Lecoffre). Общий обзор религиозной жизни XII—XIII вв. можно найти у Н. Hefele Die Bettelorden und das religiose Volksleben Ober- und Mittelitaliens im XIII Jahrhundert. Leipzig, 1910 и в моих печатаемых «Очерках религиозной жизни Италии в XII-XIII веках».103) [155] 103) Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни Италии XII—XIII веков. СПб., 1912. XX. 843. 21 с. [183] |