Реклама

Л.И. Емелях.   Происхождение христианских таинств

Происхождение крещения

Христианское крещение имеет корни в древнеиранской религии — в маздаизме, в культе религиозной секты мандейцев, воспринявших верования маздаистов и иудеев.

Маздаизм возник три тысячи лет назад в Средней Азии, а затем распространился в Иране. Он стал господствующей религией в период царствования Сасанидов, длившейся в Иране 400 лет — от III до VII века. Потом маздаизм в Иране был почти уничтожен, но сохранился до настоящего времени в Индии, среди так называемых парсов. Маздаизм исходит из концепции дуализма, борьбы света и тьмы, олицетворенной в образах доброго бога Ахурамазды и змееобразного бога зла АнхраМайнью, между которыми идет непрерывная борьба.

Маздаизм часто называют зороастризмом по имени мифического пророка Зороастра, который считается его основателем. Учение Зороастра изложено в Зенд-Авесте («текст с комментарием»). Там рассказывается, что в борьбе против Ахурамазды Анхра-Майнью создал себе в помощь целый сонм злых и вредных духов, среди которых особой силой обладает дух злобы и насилия Аешмадэ (Асмодей), а также целые легионы низших «друкшнашус», вызывающих всякие болезни и несчастья. Ахурамазда создал прародителей людей — первую человеческую пару — Мешма и Мешиану, но их соблазнил злой дух, и они, как Адам и Ева, поели запретного плода.

Авеста предписывает для изгнания бесов омовения в воде. В законодательной части Авесты, изложенной в книге Вендидад, содержатся правила жизни для истинно верующих (маздаяснов). Среди этих правил главное — законы ритуальной чистоты, требование совершать многочисленные омовения.

Ученые доказали, что маздаизм оказал огромное влияние на библейские верования в дьявола, на формирование культа воды в древнем иудаизме.

Древние евреи познакомились с маздаизмом в то время, когда они жили под властью Ахменидов — от завоевания Вавилонии Киром до покорения Ирана Александром Македонским (538—331 до н. э.), потом под владычеством Сасаяидов — от Ардшира (226 н. э.) до завоевания Ирана арабами.

Между Авестой и Библией найдено сходство в мифах о порядке миросотворения и грехопадении первых людей, в верованиях 9 ангелов и демонов, в воскресение мертвых, в законах ритуальной чистоты. В книге Даниила указывается семь архангелов. Число их совпадает с числом таких же помощников амешаспентов в Авесте, вероятно, олицетворениях семи планет. Образ сатаны в видении пророка Захарии тождествен образу Анхра-Майнью. Иудеи исполняли иранские предписания ритуальных омовений, обливали себя 9 кабами (каба равен емкости 6 куриных яиц) воды перед молитвой, как этого требует Авеста. Они пользовались иранскими мерами измерения при определении емкости ритуального бассейна. Большинство талмудических законов о ритуальной чистоте заимствованы из Авесты. Существовавший в Иерусалимском храме обычай устраивать в праздник кущей процессии вокруг алтаря с вербами в руках также заимствован у иранцев. Авеста требует, чтобы человек во время молитвы держал в руках бересму. Вербы же очень напоминают эту бересму. Обряд возлияния на алтарь в дни того же праздника также заимствован из маздаизма.

Христианский чин крещения был заимствован из иудейского культа через посредство маздаизма.

В начале первого века в Месопотамии распространилась религиозная секта мандейцев, воспринявшая древние верования иранцев и иудеев. Эта секта называется по имени высшего бога света и добра Манды, что означает «слово жизни». От священных книг мандейцев сохранились многочисленные обширные отрывки, относящиеся к самым различным эпохам и написанные на арамейском языке. Наиболее интересной книгой является «Сокровище». В ней рассказывается, что от царя света Манды произошло все. Библейские пророки Авраам, Моисей и Христос являются лжепророками. Истинный пророк Иахия (Иоанн), посланник небесного мира света, в течение сорока лет крестил бесчисленное множество людей в Иордане. Он установил водное крещение и омовение, указал путь в светлое царство.

Секта мандейцев распалась. Многие стали манихейцами, последователями иранского пророка Мани, проповедовавшего в III веке религию, сочетающую в себе зороастризм и христианство. В настоящее время небольшое количество мандейцев живет в Иране и Ираке и говорит на иранском и арабском языке.

Изучение священных сочинений мандейцев показало, что в их культе огромное значение имеет почитание воды.

Магические обряды мандейцев, особенно крещение, было основано на ритуальных омовениях. В 1915 году была издана мандейская «Книга Иоанна», а в 1920 году «Литургия». Изучение этих «священных писаний» убедило ученых, что мандейское крещение было прототипом христианского. В 1929 году немецкий ученый Рихард Рейтценштейн установил, что мандейское крещение, совпадающее не только по ритуалу, но и по богословским его идеям с христианским таинством, восходит к древнеиранским и древнеиндийским обрядам. Таким образом, не христианство послужило источником для мандейского культа, а, наоборот, оно само подверглось его влиянию.

У мандейцев таинство крещения будто бы открывает двери в царствие небесное. Это же утверждает и христианская церковь. Православная церковь поучает, что через крещение человек приобретает «право на наследование вечного блаженства» («Журнал Московской патриархии», 1968, № 1, с. 31). Священники ссылаются на Евангелие: «Если кто не родится от воды и духа, не может войти в царствие божие» (Иоанн III, 5). «Разве вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились. Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славой отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римл., гл. 6, с. 3—4).

Иоанн Златоуст поучал, что крещение — ключ к райскому блаженству на том свете: «Крещение есть одновременно погребение и воскресение».

Духовенство внушает, что таинство крещения приводит человека к мистической победе над смертью, что оно «провозвестие о вечной жизни»: «Чрез таинство крещения мы входим в семью детей отца небесного и приобретаем право на наследование вечного блаженства». Поэтому вера в необходимость совершать религиозный обряд крещения держится часто на надежде с помощью его попасть в рай.

Знаменитый испанский писатель Мигель Уномуно вел задушевную беседу с простым неграмотным крестьянином. «Как бы отнесся, — спрашивает писатель крестьянина, — к такому положению: бог есть, но душа человека всё-таки умирает?» — «Тогда для чего же бог? Зачем ходить в церковь? Кому нужны ее таинства?» — ответил крестьянин.

«Житие святого Василия Нового» изображает православный рай, застроенный большими чудесными домами, окруженными прекрасными садами. Ворота украшены золотом и драгоценными камнями. Над каждым домом надпись, чей он. Монах Митрофан, сочинивший в 1909 году три тома «Как живут наши умершие», решил, что эти дома электрифицированы. Он писал о наличии «электрического света... в месте праведников».

Вера в существование бессмертной души, на которой основано учение о загробном царстве, появилась потому, что люди не могли правильно объяснить смерть, сон, обморок, не имели верных представлений о строении своего тела. Человек верил, что у него есть душа, которая находится в теле, пока он живет, и покидает его, когда он умирает. Люди предполагали, что когда человек спит, то из него душа временно уходит. В старину было доверие, что нельзя поворачивать уснувшего лицом вниз, чтобы не затруднить душе обратный путь. В Индии считалось, что человек совершил убийство, если разрисовал лицо заснувшего, ибо душа может не узнать его и тогда спящий больше не проснется. Христианское выражение «усопший» (т. е. уснувший) вместо «умерший» является пережитком представлений о смерти как о сне. От веры в «исход души» у нас сохранилось выражение: «От страха душа ушла в пятки».

Когда-то вера в существование загробного мира была у некоторых племен настолько сильна, что если их вождь считал нужным что-либо передать «на тот свет», то он призывал раба, передавал ему поручение и отрубал голову.

Вера в «живую воду» как колдовское средство воскресения мертвых объясняется тем, что вода смывает нечистое, олицетворяемое у многих племен и народов с черным, а этот цвет считался признаком дьявола — носителя тьмы и смерти.

Многие народы придавали особое значение освященной воде, полагая, что она не портится так быстро, как обычная.

Иногда «святая вода» действительно не портится. Это происходит потому, что в нее опущен серебряный крестик. Но ведь такого же результата можно достичь, если вместо креста опустить в воду любой серебряный предмет, ибо уже давно установлено, что серебро обладает способностью поглощать бактерии, вызывающие гниение.

Но вернемся к таинству крещения. После троекратного погружения в воду священник надевает на младенца крестик. Это амулет, который будто бы предохраняет от бесов. У разных народов были различные амулеты: у мусульман в рубашку зашивали лоскуток с заклинанием — тумор, у верующих евреев над постелью роженицы вывешивали амулеты для ограждения ее и ребенка от демонов.

Поклонение кресту присуще не только христианству. У древних египтян крест был символом бессмертия, связанный с вечностью солнца, которое умирает и вновь возрождается. Христиане заимствовали почитание креста из древнеязыческих культов, связав его с мифом о распятии Христа на кресте. По своему же происхождению крест восходит к деревянному крестообразному прибору, при помощи которого путем вращения деревянной палочки люди когда-то добывали огонь. И сам огонь, и крестообразно скрепленные палочки, при помощи которых его получали, сделались предметами религиозного почитания.

В христианстве крест — символ жизненных лишений и страданий, которые человек должен терпеливо переносить во имя Христа. Верующим внушают идею покорности, призывают «нести свой крест»: «Христос терпел и нам велел». В брошюрке «Три слова о несении креста», изданной в 1906 году, епископ Феофан поучал, что, «видя скорби, несчастья и слезы, не удивляйся и терпи их, не досадуй, не ропщи, у каждого свой крест, другому не завидуй». В листовке «Наши кресты», изданной Троице-Сергиевой лаврой, митрополит московский Иннокентий писал: «Господь повелел нам взять крест свой. Под именем креста разумеются страдания и горести. Взять крест свой — значит принимать и безропотно переносить все, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятного, горестного, печального, трудного и тяжелого. И поэтому обидит кто тебя, или причинит тебе печаль, или ты при всех неотступных трудах терпишь нужду и недостаток, или даже самая нищета подавляет тебя — все это перенеси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалобы, не считай себя обиженным и не жди за это земной награды, но переноси все это с любовью, радостью и твердостью».

Магическое значение имеет и христианский молитвенный жест крестное знамение. Старообрядцы крестятся двумя пальцами, остальные православные — тремя, католики — пятью. Смысл крестного знамения такой же, как в начертании магического круга вокруг человека: чтобы его не тронула нечистая сила. Когда-то христиане верили, что при помощи крестного знамения можно потушить пожар, утихомирить бурю, излечить больного, усмирить диких зверей. Вспомним повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» — в ней кузнец Вакула подчинил себе черта при помощи крестного знамения.

Этот молитвенный жест был известен задолго до христианства. Он существовал в древнегреческом культе.

Человек верил, что, подняв вверх три пальца, он сможет отогнать от себя злую силу.

Сохранилась бронзовая отливка руки с троеперстием, посвященной богу Сабазию, которого почитали в восточной части Средиземноморья. У почитателей бога Митры был обычай ставить на груди и на лбу крест — знак огня и солнца, знак спасения и вечной жизни. В каноне японской буддийской секты сингон существует обряд моления Будде, включающий различные комбинации движения пальцев.

Таким образом, все таинство крещения оказывается пережитком религиозных верований и обрядов, несовместимых с научным миропониманием.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Джон Аллен.
Opus Dei
e-mail: historylib@yandex.ru