Реклама

Л.И. Емелях.   Происхождение христианских таинств

О вере в дьяволов и бесов

Христианская религия похожа на медаль, у которой на одной стороне спаситель богочеловек Иисус Христос, а на другой — сатана, «враг рода человеческого». Без веры в дьявола нет и поклонения богу. Христос, как говорится в Новом завете, явился для того, чтобы разрушить дело сатаны.

Вольнодумцы прошлых веков утверждали, что вера в дьявола служит сильным средством для запугивания верующих. Если она исчезнет, то священнику нечего будет делать. От кого же тогда ему спасать людей, если люди не будут верить в сатану.

Выдающийся французский философ-материалист Поль Гольбах, живший в XVIII веке, писал:

«Если бог — творец всего, то, стало быть, он создал и дьявола; если же этот злой дух опрокидывает все предначертания божества, значит, этого хочет само божество, которое позволяет дьяволу вмешиваться в свои планы, либо не имеет достаточно сил, чтобы помешать ему творить зло... Дьявол — главный министр небесного царя, рычаг, при помощи которого работает церковь. Бог од ним словом мог бы повергнуть его во прах небытия, но он остерегается это сделать: бог сильно нуждается в нем, так как на его счет он может относить все глупости, в которых могли бы обвинить его самого. Поэтому он оставляет дьявола в покое и терпеливо переносит все его выходки... Бог не может обойтись без дьявола, богобоязненность часто не что иное, как страх перед дьяволом. Не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о боге, ни о его духовенстве».

Христианская церковь не отрицала существование языческих божеств, а только настаивала на их ложности и злобности и потому превратила этих богов и богинь в демонов. По словам «Журнала Московской патриархии», бесы будто бы составляют «подоплеку идолослужения язычников» (1974, №6, с. 60). Римские божества Юпитер, Аполлон, Меркурий, Вулкан, Диана, Юнона, фавны и сатиры «переселились» в христианский ад. В средние века монахи рассказывали, что Диана бродит полуденным бесом, а в глубокую ночь мчится в воздушном полете под звездным небом, сопровождаемая ватагами ведьм. Богиня любви Венера по-прежнему распаляет людей неугасимой влюбленностью, отнимает новобрачных мужей у жен.

Священники проповедуют, что из Библии можно узнать, кто такой дьявол, каковы его действия и средства борьбы с ним, а как применять эти средства на практике следует выяснить из творений «святых отцов» и жизни «святых подвижников», всю жизнь посвятивших борьбе с бесами.

В Библии дьявол — это лукавый змий, великий дракон, князь бесовский, божий соперник и противник, совращающий и обманывающий всех, отец лжи. Он является первопричиной всего зла, он принес смерть людям, он обольстил Адама и Еву. Вера в пришествие Иисуса Христа на землю исходит из признания необходимости искупления первородного греха.

В евангелиях часто упоминаются дьявол и злые духи, будто бы старающиеся вредить людям, губить их. Да и Иисус Христос якобы после своего крещения Иоанном был отведен духами в пустыню для того, чтобы там его искушал дьявол.

В Евангелии от Матфея сказано, что Христос имел «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их» (гл. X, ст. 1), «изгонял духов словом своим из многих бесноватых» (гл. VIII, ст. 16), изгнал беса из «человека немого бесноватого» (гл. IX, ст. 32—33), переселил чертей «из двух бесноватых, вышедших из гробов, весьма свирепых» в стадо свиней (гл. VIII, ст. 28—33). Апостолы и сами также занимались «изгнанием бесов» из больных.

Минуций Феликс писал о раннехристианах: «Большая часть из вас знает, что сами демоны приходят в сильный трепет от наших заклинательных слов именем единого истинного бога или тотчас оставляют тела одержимых ими, или постепенно удаляются».

Евангелисты верили, что многочисленные демоны образуют свое царство, во главе которого стоит сатана. Они якобы оказывают пагубное влияние на род человеческий. Переход из язычества в христианство апостолы рассматривали как переход от власти сатаны к богу.

«Отцы церкви» вообще были: буквально одержимы «дьяволоманией». Им всюду мерещились черти. Один из столпов католицизма, блаженный Августин, приравнял неверие в дьявола к неверию в бога.

Укреплению веры в существование бесов особенно способствовали «Жития святых», содержащие бесчисленное множество рассказов о явлении чертей. Для обольщения подвижников злые духи чаще всего преображались в нагих женщин. Соблазняя святого Иллариона, дьявол клал на его постель «бесстыдных обнаженных жен». Святой Пахомий часто видел беса в образе «голой женщины», идущей в обитель.

В старину православные очень любили слушать рассказ о том, как великий святитель Иоанн, архиепископ Великого Новгорода, за одну ночь попал из Новгорода во Иерусалим град и снова возвратился той же ночью в Великий Новгород: «Однажды святой, по своему обычаю, творил ночные молитвы в ложнице своей. Здесь у святого и сосуд с водой стоял, из которого он умывался. И вот, услыхав, что кто-то в сосуде этом в воде плещется, быстро подошел святой и догадался, что это бесовское наваждение. И, сотворя молитву, осенил сосуд тот крестным знамением, заключив беса... Начал бес вопить: «О, горе мне лютое! Как в огне, горю, не могу терпеть, выпусти меня поскорее, праведник божий!..» И сказал святой беспрерывно вопившему дьяволу: «За дерзость твою повелеваю тебе: сей же ночью отвези меня на себе из Великого Новгорода в Иерусалим град, к церкви, где гроб господен, и в сию же ночь из Иерусалима — назад, в келью мою, в которую ты дерзнул войти. Тогда я освобожу тебя». Бес клятвенно обещал исполнить волю святого. Тогда святой, закляв беса, выпустил его... Бес черным дымом вышел из сосуда и встал конем перед кельей Иоанна, как приказал ему святой. Иоанн же, выйдя из кельи, перекрестился и сел на него и очутился той же ночью в Иерусалиме граде, около церкви святого Воскресения.

...Когда вышел святой из церкви, ...нашел беса, стоящего конем оседланным, на том месте, где повелел. Сел на него Иоанн и той же ночью оказался в Великом Новгороде, в келье своей».

В «Житиях святых» содержится немало сказок о том, как «угодники божии» изгоняли чертей из больных. Например, в «Житиях святых» от 1 февраля подробно описываются приключения святого Трифона, освободившего дочь императора Гордиона от беса. Император пожелал своими очами увидеть этого беса. Трифон вызвал его, и все лицезрели демона в образе черного пса с огненными очами. Святой спросил пса: «Кто тебя послал в отроковицу?» Бес отвечал: «Отец начальник всякой злобы, сидящий в аду». В «Журнале Московской патриархии» в № 1 за 1957 год была помещена статья «Житие преподобной Ганавефы», где говорится, что по ее молитве «изгонялись бесы».

На верующих влияли иконы, изображавшие борьбу святых с чертями. Были иконы «Святой Николай изгоняет беса из колодца», «Святой Харлампий с укрощенным бесом» и т. д.

Вера христианского духовенства в существование бесов выразилась в различных молитвах, будто бы избавляющих от злых духов: «Избави мя, господи, обстояния бесовского». Ссылаясь на Евангелие, священники утверждают, что имеют «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их» (Матф., гл. 10, ст. 1).

Монахи сочиняли множество рассказов о нечистой силе. Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» изображает инока Ферапонта, который говорит о чертях: «Как стал от игумена выходить, смотрю, один за дверь от меня прячется, да матерый такой, аршина в полтора, али больше росту, хвостище же толстый, бурый, длинный, да концом хвоста в щель дверную и попади, а я, не будь глуп, дверь-то вдруг и прихлопнул, да хвост-то ему и защемил. Как завизжит, начал биться, а я его крестным знамением, да трижды — и закрести. Тут и подох, как паук давленый».

Современная католическая и протестантская церкви признают существование сатаны. Папа Павел VI в речи 15 ноября 1972 года говорил, что все христианское учение о спасении человека исходит из веры в дьявола. Важнейшая задача церкви, сущность ее обрядов состоит в защите от зла, им причиняемого. Дьявол, утверждал папа, действительно существует.

В 1975 году 65 видных ученых Англии обратились с открытым письмом к руководителям англиканской церкви. Они требовали запрещения обряда «изгнания дьявола» из больных. Поводом для этого выступления ученых явился суд по делу 31летнего Майкла Тейлора, зверски убившего в октябре 1974 года свою жену, мать пятерых детей, Кристину Тейлор, выколов ей глаза и вырвав язык. Случилось это ночью, после того, как Тейлор в течение трех суток подвергался обряду изгнания «злых духов» в церкви святого Томаса в местечке Барнели. Викарий этой церкви преподобный Питер Сидней Винсент приказал связать Тейлора, бить его по спине, чтобы заставить злых духов покинуть тело. Им надлежало вылететь через открытое окно. Присутствующие прихожане и церковные служители читали молитвы и пели псалмы. Затем Тейлора вывели в церковный двор, сняли с него нательный крест, который он носил, и бросили этот крест в огонь. Викарий спросил больного, не желают ли злые духи совершить какое-либо злодеяние. Тогда больной параноик заорал, что «желают». После такого «внушения» он и совершил преступление.

В 1973 году в ФРГ (округ Пассау, Бавария) капуцин Констанц Вольфсгрубер из монастыря святого Конрада в течение нескольких месяцев изгонял дьявола из Элизабет Мауэрбергарн. У больной порой вырывались бессвязные слова. Это возбудило подозрение, что она одержима бесом. Два-три раза в неделю женщину, страдавшую эпилептическими припадками, подвергали «изгнанию дьявола». Каждый «сеанс» записывали на магнитофонную ленту и отправляли ее епископу Антонису Хоффманну в Пасcay (он считает, что «изгнание беса» может применяться у. лиц, «страдающих демонической одержимостью»).

В январе 1974 года в США в городе, расположенном неподалеку от СанФранциско, католический священник с разрешения своего епископа «изгонял бесов» из одной семьи.

Современная православная церковь также не отвергает веры в сатану. В Ленинградской духовной академии на ученом совете разбиралась диссертация иеромонаха Никодима Миронова «Действие злых духов на душу человеческую по учению отцов церкви». Автор уверял, что сатана является и ныне в виде красивого голого мужчины с бронзовым лицом и телом, но без рогов и копыт.

В 1972 году «Журнал Московской патриархии» опубликовал наставления преподобного Иоанна «Путь покаяния», в которых призывается к борьбе «против демонов» (№3, с. 24). В 1976 году этот же журнал посвятил целую страницу вере в бесов — без нее нет веры в необходимость совершать крещение.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Джон Аллен.
Opus Dei

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств
e-mail: historylib@yandex.ru