Реклама

Л.И. Емелях.   Происхождение христианских таинств

Путь к духовной свободе

6 декабря 1959 года профессор Ленинградской духовной академии магистр богословия, протоиерей Александр Александрович Осипов опубликовал в газете «Правда» большое письмо, в котором объяснял, почему он порывает с религией и церковью. В частности, он писал:

«Я ушел из мира, который теперь понимаю как мир иллюзий, отхода от реальности, а часто и сознательного обмана во имя обогащения, отошел, имея за плечами 48 лет жизни, из которых почти 25 лет простоял на средних командных постах православной церкви... Углубленное, подлинно научное изучение религии дало моему формировавшемуся многие годы атеизму то последнее звено, которого мне недоставало. Все у меня встало на свое место. Мир религии представился единым процессом развития превратных представлений и суеверий, отражением земных отношений в пустых небесах, где нет места никаким высшим духовным силам. От «причастия святых тайн» корни протянулись к диким кровавым обрядам первобытных народов, священники и архиереи побратались с шаманами... Я все яснее стал сознавать, что только полный разрыв с религией может примирить меня с моей совестью и дать право считать себя честным человеком».

А. А. Осипов тридцать один год жизни — с осени 1928 года, когда он стал активным деятелем религиозных кружков зарубежного «Русского студенческого христианского движения» в буржуазной Эстонии, и до 2 декабря 1959 года, когда в сане протоиерея и в звании профессора кафедры священного писания Ветхого завета ленинградских православных духовных академий и семинарии сложил с себя сан, отрекся от религии и церкви,— был глубоко верующим человеком.

Александр Александрович родился 10 ноября 1911 года в Таллине (Ревеле) в семье банковского служащего. Учился в русской частной гимназии. В 1935 году окончил православное отделение богословского факультета Тартуского университета и в 1936 году получил степень кандидата и магистра богословия. В 1936—1940 годах был миссионером больниц, богаделен, тюрем, приходов; служил священником и настоятелем русских высших богословских курсов. С 1939 по 1941 год — вначале член епархиального совета, а затем секретарь экзархата Московской патриархии в Прибалтике.

За таллинский период А. А. Осипов напечатал 65 статей, рассказов и стихотворений и 10 книжек и брошюр, в том числе книгу стихотворений, пьесу для юношества, описание путешествия на Старый Валаам в Финляндию и несколько богословских сочинений.

27 июня 1941 года А. А. Осипова призвали в Советскую Армию. Служил старшиной в тыловой части в Перми. После демобилизации, с мая 1942 года, был три года священником пермского Новокладбищенского прихода. В ноябре 1944 года А. А. Осипов вновь стал настоятелем Казанской церкви в Таллине и секретарем епархиального управления.

С августа 1946 года по ноябрь 1959 года — он один из ведущих деятелей Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1948 году, руководя восстановлением разбитого немецкой авиабомбой здания академии, сильно повредил ногу. В 1955—1956 годах — редактор издания Библии. В «Журнале Московской патриархии» он опубликовал 33 статьи и заметки.

С 1949 по 1959 год А. А. Осипов под воздействием социалистической жизни в нашей стране, под влиянием изучения советской исторической и философской литературы пережил кризис мировоззрения, пересмотрел свои богословские взгляды и пришел к атеизму.

После отхода от религии и церкви А. А. Осипов с 1960 года по сентябрь 1963 года работал в Ленинграде в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, с ноября 1963 года — научным сотрудником Музея истории религии и атеизма. Обладая ораторскими и литературными способностями, Александр Александрович посвятил последние годы своей жизни неутомимой пропаганде научного атеизма. Только в 1965— 1966 годах Осипов прочел 246 докладов и лекций. Он написал множество статей, брошюр и книг. Наиболее известны его сочинения «Катехизис без прикрас», «Путь к духовной свободе», «Продолжаем разговор с верующими», «Человек на ложном пути», «Евангелие от ... иезуита», «Женщина под крестом», «Спасы», «Страдание и христианство».

В день похорон А. А. Осипова, 28 октября 1967 года, состоялась гражданская панихида. Она закончилась прослушиванием записанного на магнитофонную ленту его завещания.

История этой записи такова.

Незадолго до кончины А. А. Осипова по Ленинградскому радио проходила передача из цикла «Наука и жизнь». Она была посвящена теме «Путь к духовной свободе». Диктор говорил о том, что каждый человек должен найти подлинный смысл жизни, что настоящее бессмертие люди обретают своими делами па земле. В этой передаче участвовал и А. А. Осипов. В это время он был уже неизлечимо болен, и выступление его было записано на магнитофон в больничной палате.

Александр Александрович сказал:

«Здравствуйте, друзья! Эта передача с больничной койки... Когда-то на лекции мне была передана записка: «Смотри, анафема, когда тебя будет есть рак, напрасно будешь стучаться в небеса».

Я тогда ответил, что видел пять архиереев и целый ряд протоиереев и иереев, больных этой суровой болезнью. За них молились церкви, епархии, бесчисленные толпы верующих. Но если они порой получали отсрочку в жизни, то милостями хирургов-онкологов, рентгенологов, но никак не милостью свыше. И самые проникновенные мольбы и литургии, причастие тела и крови господней, соборования не могли хотя бы на сутки отсрочить их смерть.

И тем не менее живет среди верующих молва, что богу не всегда удается привлечь человека милостями, зато уж бедами да грозами он человека на колени ставит непременно...

И не думают люди, как отталкивающе страшен тогда этот бог, если кнутом и орудиями пыток он умеет добиваться лучших успехов, чем добром и лаской.

Вот почему мы, атеисты, говорим — хорошо, что бога нет. Ибо таким, каким его рисует религия, он, если бы существовал, кроме горя, не мог бы дать миру ничего...

Стоило мне заболеть — и понеслись слухи: «Бог наказал, вразумляет», «Осипов уже кается», «Лежит в больнице, молитвенника из рук не выпускает»...

Вот ко мне уже в больницу одну спасительницу посылали. Прорывалась, кричала на весь коридор о том, что пора Осипову образумиться, бог, может, не так еще покарает. Сестры отбились... Нет, люди добрые, не обманывайтесь, не принимайте желаемого за сущее. Это народ в пословице еще отметил, что голодной кошке сливки снятся. Я не каюсь и не молюсь. Вот сейчас на постели моей лежат не молитвенник, а журналы «Наука и религия», «Наука и жизнь», первый выпуск «Атеистических чтений»...

Друзья и недруги, атеизм для меня убеждение, внесшее свет и ясность в мою жизнь, а не конъюнктурное искание теплого места. Найдя свет правды, я остаюсь верен ей. И в муках болезни, и в опасностях смерти, и в радостях или невзгодах жизни.

Выстраданный мною путь к духовной свободе не меняют как платье. Мой атеизм — свет жизни моей. Я буду верен ему, пока открыты глаза, пока дышит грудь. Ибо знать правду — это такая радость, которую и на одре болезни я могу только пожелать каждому человеку, если он хочет быть достойным этого самого высокого на земле звания.

Будьте здоровы, друзья. Не болеть и вам, нынешние недруги мои. Да познаете вы свет человеческий, свет правды, перед которым болотным огнем, тусклым и призрачным, покажется вам очаровывающий вас сегодня так называемый свет Христов.

До свидания».

Вот с какими мужественными мыслями умирал А. А. Осипов.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джон Аллен.
Opus Dei

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация
e-mail: historylib@yandex.ru