Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 77. Верно ли утверждение богословов, что религия является опорой нравственности?

У многих религиозных людей и даже некоторых неверующих бытует представление о том, что религия является выразителем и хранителем норм морали. Духовенство всех конфессий веками насаждало эти взгляды. От имени бога оно поучало и поучает верующих, как себя вести, к чему стремиться, в чем смысл жизни. Даже само слово «моральный» оно отождествляет со словом «божественный».

На деле это далеко не так. Нравственность существовала и существует независимо от религии. Еще в первобытно-общинном обществе задолго до появления религии уже были нравственные правила, которыми люди руководствовались в своем поведении. Это — и уважение к старшим, и отказ от брака между единокровными родственниками, и запрещение убийства. Принцип был простой: что приносит добро людям — то хорошо, что приносит зло — плохо. Религия освятила эти правила именем бога и, присвоив их, стала выдавать за «заповеди бога»: «почитай отца твоего и мать твою», «не прелюбодействуй», «не убий», «не укради», «не сотвори себе кумира» и т. д.

В наше время независимо от религии существует коммунистическая нравственность. Люди, которые ее придерживаются, ни в какого бога не верят. В своем поведении они следуют не религиозным поучениям, а правилам и нормам, сложившимся в борьбе против несправедливости, за свободу, за победу социализма. Этими нормами являются моральные принципы строителя коммунизма.

Коммунисты сознательно кладут их в основу своего поведения. Добросовестный труд на благо общества, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей — этими и другими нравственными принципами морального кодекса строителей коммунизма руководствуются коммунисты и комсомольцы, передовые рабочие, колхозники и интеллигенция.

Много патриотических починов родилось в нашей стране в ознаменование 60-летия Великого Октября. В каждом коллективе в настоящее время идет напряженная борьба за досрочное выполнение планов десятой пятилетки. Трудящиеся помогают отстающим, в свободное от работы время идут в народные дружины охранять покой общества, своих товарищей, едут в отдаленные районы страны на новостройки. Такие примеры можно приводить бесконечно. Советские люди подходят с одним критерием к своим делам и поступкам: насколько они полезны обществу и способствуют успеху коммунистического строительства.

А что провозглашает религия? Присвоенные ею общепризнанные человеческие нормы по букве приемлемы. Но по духу, по своему содержанию религиозная мораль противоположна коммунистической. Ведь религия учит, что смысл жизни в том, чтобы на коленях выпрашивать милости у бога. Может ли это воспитывать в человеке волевое, творческое, активное начало? Конечно, нет. Можно ли после этого считать верным утверждение церковников, что без религии нет нравственности? Нет, нельзя. Наоборот, высокая нравственность возможна только без религии. Не случайно образцом высокой нравственности является общество, где господствует научное материалистическое мировоззрение. В то же время в США и других капиталистических странах, где высокий уровень религиозности, наблюдается кризис морали: растут преступность, наркомания, алкоголизм.



Литература:
Анисимов С. Нравственный прогресс и религия. М., Мысль. 1965.
Шердаков В. Атеизм и нравственность. Л., Знание, 1973.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Джон Аллен.
Opus Dei

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления
e-mail: historylib@yandex.ru