Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 56. Имеет ли отношение к религии спиритизм?

Спиритизм (от латинского слова «спиритус» — дух) — суеверное представление о загробной жизни «духов» умерших людей. Спириты считают возможным общение с ними. Роль посредников в этом деле берут на себя так называемые медиумы, которые доводят себя и присутствующих на спиритических сеансах до экстатического состояния и «вызывают» видения духов. В большинстве случаев медиум на поверку оказываются обычными шарлатанами, использующими суеверие людей в корыстных целях. Несостоятельность спиритизма убедительно показана Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы», в котором он характеризовал спиритизм «как самое дикое из всех суеверий». Увлечение спиритизмом высмеяно Л. Н. Толстым в комедии «Плоды просвещения». Великий русский ученый Д. И. Менделеев считал, что спиритизм не что иное, как мошенничество и грубое суеверие. Он писал, что при сильном нервном возбуждении людям может пригрезиться такое, чего в самом деле не бывает.

Спиритизм имеет прямое отношение к религии. Он подкрепляет ее утверждения о существовании потустороннего загробного мира и бессмертной души. Один из спиритов, американский философ-идеалист Джемс, в 1910 году перед смертью даже обещал своим близким найти способ связаться с ними, когда он будет в загробном мире. С того времени прошло около 70 лет, но вестей от Джемса из загробного мира так и не поступало. Оно и понятно. Никакого потустороннего, сверхприродного мира не существует. Представление о нем — одно из тех человеческих заблуждений, которые современная наука полностью опровергла.

В наше время в буржуазных странах, где правящие классы заинтересованы в распространении религии, мистики и суеверий, действует множество всякого рода прорицателей и гадалок. Очень модной, например, гадалкой в ФРГ, как сообщает печать, является некая Бухела К ее «помощи» прибегают даже политические деятели.

Экономическая неустойчивость, безработица, страх перед завтрашним днем в капиталистическом мире являются питательной средой для распространения различных суеверий.

С другой стороны, спиритизм так же, как и такие проявления мистики, как астрология, теософия, оккультизм и другие, в буржуазном обществе используется религиозными идеологами для создания видимости «наукообразности» веры. Мистицизм маскируется под науку, выдает себя за ее последователя. И подобные спекуляции находят поддержку у тех, кто не пришел к научному материалистическому мировоззрению.

В советском обществе, свободном от эксплуатации, судьба человека зависит от него самого, его энергии, трудолюбия, стремления к овладению знаниями и активному участию в творческом труде. Ему нет необходимости обращаться к гадалкам, верить в мистику, суеверие, ибо его жизненным компасом являются коммунистические идеи.



Литература:
Васильев Л. Таинственные явления человеческой психики. М., Политиздат, 1964.
Рожнов В. Пророки и чудотворцы. М., Политиздат, 1977.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Джон Аллен.
Opus Dei

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня
e-mail: historylib@yandex.ru