Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 54. Как воспринимать научные открытия, сделанные учеными, верующими в бога?

Это действительно может казаться странным: ученые, верующие в бога, совершают научные открытия. И этими фактами, следует сказать, активно пользуются защитники веры в бога. Они приводят их как доказательство возможности примирения науки и религии, их сотрудничества.

Однако эти факты свидетельствуют о том, что научные открытия совершаются не в результате веры в бога, а вопреки ей. Когда ученый, верующий в бога, приступает к научному исследованию, он отодвигает в сторону свои религиозные идеи и исходит не из них, а из опытов над материальными вещами, то есть поступает фактически так же, как и ученый-материалист, не признающий существования бога.

Так, например, великий французский ученый Луи Пастер был верующим католиком. Когда он искал вакцину (материал для прививки) против бешенства, он обращался за помощью не к богу, а к опытам, которые помогли понять закономерности и тайны болезни.

Вера в бога не только не помогает, а, наоборот, мешает научным исследованиям. Из истории науки известно, что некоторые ученые, попав под влияние церковников, впоследствии совсем перестали заниматься научной деятельностью. Это — и знаменитый английский ученый Ньютон, и французский ученый Паскаль, и немецкий ученый Кант.

Объяснить же искреннюю веру в бога отдельных ученых можно только ограниченностью их философского мировоззрения. Странного в этом ничего нет; Можно привести много примеров, когда тот или иной ученый все свои усилия сосредоточивал на конкретных исследованиях, а мировоззренческими вопросами не интересовался. Когда же надо было делать философские выводы из его открытий, то они нередко оказывались ошибочными. Среди них случались и ошибки религиозного характера, являющиеся результатом взглядов, навязанных ученому церковью еще с детства. Нельзя не учитывать и того, что данные, которыми располагала тогда наука, не могли разъяснить многих явлений природы и, следовательно, не могли исключить «творца» из всех областей знаний.

Верующие ученые своими открытиями наносят удар по религии так же, как и ученые-атеисты, составляющие подавляющее большинство исследователей природы. Тем самым они вступают в противоречие с религией, помогают атеистам изгонять бога из природы. Имея это в виду, Ф. Энгельс писал в свое время: «С богом никто не обращается хуже, чем верующие в него естествоиспытатели»35.

Значит, не только научные открытия совершаются вопреки религии на основе материализма, но и результаты их служат не религии, а материализму. Человечество признательно многим ученым не потому, что они верили в бога, а потому, что двинули вперед науку. Следовательно, не религия, а материализм сделал бессмертными их имена. А верил ли ученый в бога, помнят только церковники. Их позиции в борьбе с наукой ослабли настолько, что они пытаются подкрепить их авторитетом великих деятелей науки. При этом зачастую вера в бога приписывается ученым, которые на деле были атеистами. Речь идет о Дарвине, Павлове и даже Эйнштейне, создавшем теорию относительности.

Действительно, детство И. П. Павлова проходило в религиозной атмосфере. Его отец был священником, а он сам учился в семинарии. Но с годами, став на дорогу естествоиспытателя, Павлов становится материалистом.

Правда, проявляя терпимость по отношению к религиозности своей жены, он иной раз сопровождал ее в церковь, мирился с отправлением религиозных обрядов дома. Но лично сам он был убежденным атеистом и делами своими доказывал это.

Ч. Дарвин в своей автобиографии пишет, что он перестал верить в христианство как в божественное откровение и что Ветхий завет заслуживает доверия не больше, чем священные книги индусов или вера дикарей. А. Эйнштейн уже в двенадцатилетнем возрасте порвал с религией, а к концу жизни завещал похоронить себя без каких-либо религиозных церемоний. В своем известном высказывании он подчеркивал, что, чем больше человек проникает в закономерный порядок вещей, тем крепче становится его уверенность в том, что рядом с этим закономерным порядком нет места для причин другого рода.

Церковники много говорят о религиозности выдающегося ученого-окулиста В. П. Филатова. Это не соответствует действительности. Ни в одной из своих многочисленных работ В. П. Филатов не упоминает бога и не ссылается на него. Его сотрудники рассказывают, что однажды женщина, сына которой вылечили в филатовской клинике в Одессе, благодарила за это бога. Услышав это, Филатов сказал: «Причем же здесь бог, голубушка? Это люди сделали, врачи. Наука вернула зрение вашему сыну».

Посещение же им иной раз церкви объясняется, во-первых, данью традиции. Ведь детство Филатова прошло в то время, когда церковь господствовала над воспитанием, культурой, образованием. И не удивительно, что религиозные обряды, совершаемые в детстве, надолго запечатлелись в его памяти.

Во-вторых, иногда Филатова в церковь тянул профессиональный интерес врача. Многие его больные пытались излечиться молитвой. А как врач он знал, что, прежде чем положить больного на операцию, надо его психологически подготовить, сломить у него чувство обреченности, которое всегда внушали больному церковники, надо вселить в него веру в «исцеление» при помощи науки. Заходя в церковь, Филатов смотрел на больных со стороны, когда они находились в состоянии отчаяния, для того, чтобы лучше учесть это состояние при подготовке к операции.

А главное, дела В. П. Филатова были глубоко атеистичны. Возвращая зрение слепым, он развенчивал религиозные вымыслы об обреченности человеческих судеб, бессилии человеческого разума, о неотвратимости кар господних и утверждал тем самым силу материалистической науки.



35Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 514.

Литература:
Естествоиспытатели и атеизм Критика религии выдающимися естествоиспытателями XIX и XX вв. М., Мысль, 1973.
Скибицкий М Бог и «верующие» ученые. М., Политиздат, 1976.
Сухов А. Естествоиспытатели и религия. М., Наука, 1975.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления
e-mail: historylib@yandex.ru