Вопрос 39. Как относился к религии Т. Г. Шевченко?
Украинские буржуазные националисты, учитывая огромный всенародный авторитет шевченковского слова, утверждают, что Тарас Григорьевич был «богобоязненным» человеком и все свои надежды возлагал на всевышнего. Он не верил в возможность избавления от крепостничества путем проповеди добра. При этом ссылаются на часто встречающиеся в стихах Т. Г. Шевченко слова «бог», «молитва» и др.
Действительно, слово «бог» и ссылка на бога часто встречаются в стихах великого Кобзаря украинского народа. Но смысл этого слова у него совершенно иной, чем у верующею человека. Если для верующего бог — высшее существо, живущее на небе и воплощающее добро, милость и благо, то для Тараса Григорьевича — это художественный образ. Друг мой милый, Эти строки взяты из стихотворения «Ликерии». А в поэме «Сон» Т. Г. Шевченко категорически отрицает существование бога. Обращаясь к народу, он восклицает: Нет на небе бога! Т. Г. Шевченко никогда не скрывал своего враждебного отношения к религии. В одном из жандармских доносов на поэта писалось: «Пригласив к себе людей, которые служат в экономии, Шевченко... в разговоре с ними, держа в руках сорванный с липового дерева лист, спросил у лесника: «Кто создал этот листок?» Лесник ответил, что бог. За этот ответ Шевченко начал ругать лесника, произнося страшные богохульства». Как известно, за такое «богохульство» Шевченко был подвергнут гонениям н аресту. Путь к избавлению от крепостников Т. Г. Шевченко видел не в проповедях, а в борьбе крепостных крестьян. От нее, а не от бога ждал он счастья для народа. Эту мысль он четко выразил в «Завещании». И когда с полей Украины 26Он — Днепр Литература: Романченко И. Атеизм Т. Г. Шевченко. К., Політвидав України, 1962. |
загрузка...