Вопрос 36. Как понимать утверждение Людвига Фейербаха, что «человек создал бога по своему образу»?
Взгляды немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха (1804—1872) на религию являются вершиной домарксового атеизма. Его огромная заслуга состоит в том, что в книге «Сущность христианства» впервые в истории атеистической мысли он ясно показал земные корни религии. В «Лекциях о сущности религии» он писал: «Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа»21.
Таким образом, возникновение религии Фейербах связывал с особенностями человеческого, сознания, особенно первобытного человека, который в процессе познания мира принимает воображаемое за действительность. Человек разделяет мир на настоящий и воображаемый, на естественный и сверхъестественный. Бог является продуктом воображения человека. Силой воображения человек отделяет от себя наиболее общие свойства человеческого рода — разум, могущество, добро, зло, благо и превращает их совокупность в самостоятельное могущественное существо— бога. Другими словами, бога человек создает в своем воображении по своему подобию, но наделяет его теми качествами, которыми он (человек) не всегда обладает, удесятеряя силу и значение их. «Не бог создал человека по своему образу, как значится в Библии, но человек создал бога по своему образу»22,— подчеркивает Л. Фейербах. К. Маркс и Ф. Энгельс дали высокую оценку атеизму Фейербаха. Его материализм является одним из теоретических источников марксистского атеизма. 21Фейербах Л. Избранные философские сочииения, т. II, М., Госполитнздат, 1955, с. 701. 22Там же. Литература: О религии. Хрестоматия. М., Госполитиздат, 1963. |
загрузка...