Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 28. Что такое атеизм?

Атеизм — слово греческое. Оно состоит из двух частей: «а» — означает «не», то есть отрицание, и «теос» — бог. Тем самым значение этого слова — отрицание бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил, безбожие.

Если говорить точнее, то атеизм — это система взглядов, доказывающая несостоятельность положений всякой религии

Атеизм включает в себя философскую, историческую, естественно-научную критику религии, раскрытие ее фантастического характера.

Атеизм вскрывает социальную природу религии, с позиций материализма объясняет, как и почему возникает религиозная вера, какую роль играет религия в жизни общества, какими путями и способами нужно ее преодолевать.

Атеизм в своем развитии прошел ряд исторических этапов: античный атеизм, атеизм и свободомыслие феодального мира, буржуазный атеизм, атеизм русских революционных демократов. Законным преемником атеизма всех эпох, его высшей формой является марксистско-ленинский атеизм (см. вопрос № 42).

Некоторые защитники религии утверждают, что раньше атеизма не было, что его изобрели коммунисты. Это неправда. Атеизм представляет собой закономерный результат развития передовой мысли человечества.

Различают два вида атеизма: стихийный и научный Первый отрицает бога на основе здравого смысла, второй — на основе данных науки, подтверждающих правоту здравого смысла.

Стихийный атеизм возник раньше научного, и носителями его были простые люди труда. Поэтому его вполне можно считать народным атеизмом. Свое проявление он находил в устном народном творчестве: былинах, сказаниях, песнях, поговорках и пословицах. В них отразилось убеждение ранних атеистов в том, что религия служит богачам — эксплуататорам, выгодна только им и духовенству. «Бог богатых любит». «Мужик с сошкой, а поп — с ложкой» — так говорили в народе.

Издавна дух атеизма был присущ русскому народу. В одной из былин, например, выведен обобщенный образ народного вольнодумца — новгородского бунтаря Васьки Буслаева, восставшего против несправедливости, против религиозных предрассудков. В этом образе народ запечатлел свою безграничную веру в силу человека, веру в неизбежность победы добра над злом. Буслаев «не верил ни в сон, ни в чох», а только в себя и свою дружину. Враждебная народу религиозная сила в былине выступает в лице «старчища-пилигримища». На голове его церковный колокол. Васька Буслаев бьет по нему, восклицая: «Христос воскрес!». И побивает чудище.

Об атеизме русского народа очень хорошо сказал В. Г. Белинский в своем известном письме Н. В. Гоголю. «Основы религиозности,— писал Белинский,— есть пиэтизм13, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе... Он говорит об образе (иконе — Л. Л.), годится — молиться, а не годится — горшки покрывать.

Приглядитесь попристальнее и вы увидите, что это по натуре глубоко атеистический народ... Мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме... Религиозность не прививалась в нем даже к духовенству...»14

Научный атеизм развивался по мере накопления знаний о природе, обществе и человеческом мышлении. Каждая эпоха, каждый народ рождали мужественных, гордых людей, которые вопреки гневу священников, не страшась гонений и преследований, противопоставляли религиозному мракобесию силу научного познания. Человечество навсегда сохранило в памяти имена этих людей. О них мы расскажем дальше.

Научный атеизм выступает как важнейшая сторона материалистического мировоззрения. Будучи наукой философской, научный атеизм в объяснении сущности религии, в ее критике исходит из положений диалектического и исторического материализма.

Сила научного атеизма не только в критике религии, но и в утверждении здоровых основ духовной жизни общества и каждого отдельного человека.



13Пиэтизм — благочестие.
14БелинскийВ Избранные философские сочинения, т. II, М., Госполитиздат, 1948, с. 516.

Литература:
Григорян М. Курс лекций по истории атеизма. М., Мысль, 1974.
Францов Г. Научный атеизм. М., Наука, 1972.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация
e-mail: historylib@yandex.ru