Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 25. Кто такие старообрядцы?

Старообрядчество — разновидность православия. Оно отличается от него лишь некоторыми обрядами, церковной организацией и методами деятельности духовенства.

Возникло это течение в результате раскола в русской православной церкви, который произошел в связи с церковной реформой, проводившейся в 1653 — 1660 годах патриархом Никоном. Реформа предполагала, в частности, изменение некоторых церемоний (креститься нужно было тремя перстами вместо двух, поклоняться шестиконечному кресту, а не восьмиконечному, молиться по новым книгам, слово Исус произносить как Иисус и т. д.).

К недовольным реформой стали присоединяться крестьяне, доведенные до обнищания, а также те из представителей господствующих классов, которые находились в оппозиции к царскому правительству. Таким образом, к отпочкованию старообрядчества привели не столько религиозные, сколько социальные мотивы.

Соборы русской православной церкви в 1656 и 1667 годах наложили проклятие на отколовшуюся церковь. И только в 1971 году собор отменил его, подчеркнув тем самым отказ от былой нетерпимости.

В отличие от православного, старообрядческое духовенство обладает меньшей гибкостью и маневренностью в методах своей деятельности. Оно не приспосабливается к изменившимся условиям, а учит жить «по-дедовски». Оно запрещает своим единоверцам учиться грамоте, ходить в кино, слушать радио, носить одежду современного покроя и даже... брить бороду. Предписывается строгое соблюдение библейского поучения: «Жена да убоится мужа своего». Поэтому в старообрядческих семьях женщины обычно находятся в полном и беспрекословном подчинении мужчин. Не любовь, а страх перед мужем и свекром скрепляют здесь семейный союз. Дети воспитываются в «страхе божьем», зачастую посредством угроз и телесных наказаний. Одним словом, у старообрядцев сильно еще влияние домостроевщины.

Не удивительно, что старообрядчество изживает себя. В настоящее время руководители старообрядцев больше всего заняты тем, чтобы сохранить свои общины, распадающиеся под воздействием нашего советского образа жизни.



Литература:
Настольная книга атеиста. М., Политиздат, 1974, с. 138— J41.
Катунский А. Старообрядчество. М., Политиздат, 1972.
Мнловидов В. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., Мысль, 1969.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Джон Аллен.
Opus Dei
e-mail: historylib@yandex.ru