Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Кайрат Бегалин.   Мамлюки

Глава III. Наследники и преемники

Сеид Насир ад-Дин Береке-хан
   Еще в 1262 году своим правопреемником Бейбарс назначил малолетнего сына-первенца. Сеид Насир ад-Дин Береке-хан пришел к власти после смерти отца, но его правление длилось недолго. В апреле 1279 года молодой султан прибыл в Дамаск в сопровождении матери, дочери золотоордынского правителя Берке-хана. Вскоре после этого визита в Сирии произошли волнения. Мамлюкский правитель отправил на переговоры с мятежниками свою мать, как гаранта его мирных намерений. При ее приближении вельможи вышли ей навстречу, преклонили колени, поцеловали землю перед носилками и разложили «под копытами мулов ткани, согласно обычаю». Однако, переговоры закончились безуспешно по вине приближенных царицы. Султан отправил мать в крепость Карак, а потом и сам был сослан туда же, сменившим его правителем.

   После непродолжительного правления ал-Адиль Бедр ад-Дин Салмиша, престол Мамлюкского султаната возглавил Мансур Сейф ад-Дин Калаун. Он действовал решительно и на расправу был скор.

   В феврале 1280 года в Каире скоропостижно скончался Бедр ад-Дин Мухаммед, один из сыновей золотоордынского правителя и дядя Сеид Насир ад-Дин Береке-хана. В память о нем остались два тома стихов и целый ряд богословских сочинений, в том числе толкование Корана. Он вел тихую мирную жизнь, но, очевидно, хлопотал перед султаном по поводу своей сестры и племянника. Поэтому он «упал с высокого места» при совершенно загадочных обстоятельствах. В марте 1280 года умер сам Сеид Насир ад-Дин Береке-хан. Полагали, что его отравили по приказу Калауна, который доводился ему тестем.

   В 1281 году мать покойного султана перевезла тело сына в Дамаск и похоронила в мавзолее Бейбарса. Газия-хатун, дочь Калауна, не переставала оплакивать мужа. От горя она сильно изменилась внешне и «глубокая печаль» в конце концов свела ее в могилу в 1288 году. Летописцы сообщают, что Сеид Насир ад-Дин Береке-хан «отличался щедростью и милосердием и был чужд жестокости».

Алфи Калаун
   В 1279 году к власти пришла семья, которая правила Египтом и Сирией 103 года. Ее основателем был мамлюк кыпчакского происхождения Калаун по прозвищу «Алфи», что означает «Человек-тысяча». Свое прозвище он получил в связи с тем, что султан ас-Салих купил молодого Калауна за тысячу золотых динаров.

   Новый правитель взошел на трон под именем Мансур Сейф ад-Дин Калаун. Он был человеком широкоплечим с короткой шеей. Говорил по-тюркски и на языке кабджаки, но плохо знал арабский. Первым делом он уволил из министерства всех коптских чиновников, исповедовавших христианство восточного толка. Затем основал черкесский полк, разместив его в каирской крепости. Это военное подразделение, называвшееся бурджитами, сыграло важную роль в истории Мамлюкского султаната.

   Почти все время своего правления Калаун провел в военных походах за пределами Египта. Мамлюкские военачальники в союзе с сыновьями Бейбарса и при помощи монголов предприняли попытки отнять у Калауна власть, но эти усилия оказались безуспешными. Новый правитель Египта смог изгнать из Сирии своих противников и взять под жесткий контроль мусульманские княжества, которыми раньше управляли его враги.

   В поисках союзников среди христианских правителей, Калаун обменивался посольствами с Византией, заключал политические и торговые соглашения с Генуей, Кастилией и Сицилией. Его послы в Йемене и на Цейлоне старались оживить торговые отношения со странами Востока.

   Учитывая постоянную угрозу со стороны монголов, Калаун налаживал отношения с обратившимися в ислам кыпчаками – непримиримыми врагами Хулагуидов. В 1288 году египетский султан воздвиг мечеть на своей родине – в городе Судаке на Кавказе. По этому поводу Макризи сообщает: «Бейбарс родился в Кыпчакии в городе Судак, оттуда же родом был его брат Салмиш, и султан Калаун».

   Отразив монголов, Калаун напал на франков и в 1289 году захватил самый большой город и хорошо укрепленный порт крестоносцев Триполи. Окончательно изгнать крестоносцев с Ближнего Востока удалось сыну и преемнику Калауна – аль-Ашрафу Халилу (1290–1293 гг.).

Смутное время
   В 1291 году аль-Ашраф Халил возглавил большую армию с осадными машинами и взял город Акру. После Иерусалима, Антиохии и Триполи это был последний крупный опорный пункт крестоносцев. Позднее капитулировали Бейрут, Тир, Сидон и Хайфа. Города крестоносцев были разрушены, а их развалины заселили тюрки, курды и монголы.

   После крупных побед над крестоносцами для населения Египта и Сирии наступило мирное время, но во дворце Мамлюкского султаната развернулась борьба за власть. Аль-Ашраф Халил стал жертвой заговора и был убит тюркским военачальником Ладжином. Убийца скрывался в мечети ибн Тулуна.

   Женой Калауна была монгольская принцесса Аслун Хатун, от которой у него был сын ан-Насир. Он сменил покойного султана и взошел на престол в 1293 году под именем ан-Насир Насир ад-Дин Мухаммед. Новый султан правил Египтом 42 года. Хотя в его правлении был перерыв, когда по молодости лет соперники отстранили его от власти.

   После смерти аль-Ашраф Халила между мамлюкскими кликами началась борьба за власть, в которой бурджиты обрели заметное влияние. В 1294 году с помощью тюркского военачальника Ладжина, эмир Каитбуга добился свержения ан-Насира Мухаммеда. Его заточили в крепости и запретили появляться перед народом.

   В 1295 году Каитбугу провозгласили султаном. В отличие от своих предшественников, он был не тюрок, а монгол и попал в отряды мамлюков в качестве военнопленного. Его захватили во время сражения у Химса в 1260 году в пятнадцатилетнем возрасте.

   Правление Каитбуги совпало с миграцией монголов-беженцев от ильхана Газана в Сирию. Их военачальники прибыли в Каир в 1296 году и были благожелательно приняты султаном. После этой встречи монголы получили земли в прибрежных районах Палестины и расселились там.

   Однако Каитбуга не предвидел последствий. Появление его соплеменников было воспринято мамлюками как угроза их власти. Последовавшая вскоре после этого борьба клик привела к двоевластию. Каитбугу поддержали бахриты, а бурджиты выдвинули из своей среды Санджара ас-Суджаи. Людям Каитбуги удалось убить Санджара, а его сторонники были арестованы и казнены.

   Ситуация в Каире побудила Каитбугу искать поддержки среди своих соплеменников в Сирии и он отправился туда. Между тем среди бахритов созрел новый заговор. В ноябре 1296 года Каитбуга возвращался в Египет. Навстречу ему выступили заговорщики во главе с Ладжином. Они намеревались убить султана, но тому удалось бежать в Дамаск. Ладжин был провозглашен правителем. Он сохранил жизнь Каитбуге и даже дал ему в качестве вотчины крепость Хаму, где тот скончался в 1303 году.

   Самого же Ладжина убили в 1299 году во время молитвы. За свой непродолжительный срок правления он успел изменить систему распределения доходов, установленную еще при Саладине. Дело в том, что после смерти султана ас-Салиха придворная гвардия утратила значение главной военной силы. Поэтому размер поступлений в пользу султанской казны с общей суммы земельного налога вырос вдвое. Остальные деньги примерно поровну распределялось между эмирами и гвардейцами. В результате султан получил возможность использовать гораздо больше средств на нужды государства, а также самостоятельно содержать своих приближенных. Эта система устраивала не всех мамлюкских лидеров, что и послужило главной причиной заговора.

Ан-Насир
   После смерти Ладжина, Ан-Насир Мухаммад был вызволен из заточения и занял престол, прославившись тем, что вошел в плеяду восточных правителей, которые превратили историю Каира в легенды о баснословных богатствах, восточном коварстве и подлых интригах.

   Ан-Насир был хромым, один глаз у него, как и у Бейбарса, скрывало бельмо. Годы заточения изменили его характер. С подчиненными он вел себя настолько строго, что они не могли повысить голоса в его присутствии. С политическими противниками он расправлялся разными методами, в том числе используя помощь наемных убийц из секты исмаилитов.

   Ан-Насир заключил выгодный политический союз с Золотой Ордой и поддерживал мирные отношения с Константинополем. Он был заинтересован в средиземноморской торговле, прорыв канал между Александрией и Нилом. В работах участвовало 100 тысяч человек. Эта водная артерия снизила поток 30 тысяч египетских судов, доставлявших в страну товары из других частей света.

   Однажды в Египте вспыхнули волнения на религиозной почве. Толпа мусульман сравняла с землей церковь у ворот Баб аль-Лук. Пострадал монастырь на Мукаттами, а рядом с развалинами были заживо похоронены четыре монаха. В ответ христиане организовали целую волну пожаров, которая прокатилась по Каиру.

   Пресекая беспорядки, ан-Насир жестоко расправился со своими единоверцами. Двести мусульман были повешены за руки у ворот Баб аз-Зувейла и оставлены умирать медленной смертью.

   Виновных в беспорядках христиан наказали иначе. Их унизили, посадив на ослов задом наперед, и возили по улицам города. Кроме того, по распоряжению султана, все христиане должны были носить в общественных местах голубую чалму, а в банях надевать на шею колокольчик.

   Жители Каира не отличались покорностью и послушанием. После ареста мамлюкского эмира Тутуша, прозванного в народе «Зеленным горшком», тысячи демонстрантов окружили цитадель, выражая недовольство. Дело в том, что пленник занимался религиозной благотворительностью и жертвовал большие суммы на нужды каирских бродяг – «харафиш». Именно они выразили возмущение, к которому султан вынужден был прислушаться и освободить Тутуша.

   Султан ан-Насир был сказочно богат. Он тратил огромные деньги на племенных лошадей; для свадьбы своего сына он заколол 20 тысяч баранов; во время паломничества в Мекку его сопровождало 40 верблюдов, на спинах у которых были устроены небольшие «огороды», чтобы правитель мог питаться в пути свежими овощами. По случаю исцеления ан-Насира от перелома руки Каир несколько дней украшали шелковые ткани и флаги.

   В начале XIV века на востоке вновь вспыхнула угроза вторжения монголов под предводительством ильхана Махмуда Газана (1295–1304). Огромная армия завоевателя пересекла Евфрат, заняла Алеппо и Дамаск, а также разбила мамлюков при Хамсе.

   В 1303 году ан-Насир одержал победу над монголами близ Дамаска в долине Мардж ас-Суффар. На всем обратном пути были сооружены праздничные павильоны и трибуны для встречи султана. Его солдаты ступали по шелковым коврам, а улицы Каира украсили разноцветными полотнищами. Следом за армией двигались 700 военнопленных в цепях, а на их шеях болтались головы собратьев по оружию, еще 1000 голов воздели на свои пики сами победители.

   Ан-Насир отпраздновал победу символическим действием. В знак победы над монголами он публично остриг голову, а вслед за ним это сделали все мамлюки.

* * *
   Султан Египта поддерживал связи с Золотой Ордой. В 1314 году на Крымском полуострове в городе Солхате была выстроена мечеть на средства султана ан-Насира в знак того, что Золотая Орда клянется в верности пророку Мухаммеду.

   В трудах египетских летописцев часто встречается имя эмира Ала ад-Дин Айдогды ал-Хорезми. Он был послом Мамлюкского султана при дворе золотоордынского правителя Узбек-хана. Эмир поддерживал тесные связи с хорезмийскими купцами в Сарай-Берке, а также содействовал установлению прочных связей Мамлюкского султаната с Золотой Ордой. Согласно древней традиции, эти отношения следовало скрепить брачными узами. Поэтому в 1314 году эмир Айдогды начал переговоры о женитьбе мамлюкского султана на сестре хана Узбека, рожденной от ханши Тунаджи. Невесту звали Тулунбай.

   Узбек высоко ценил свою родственницу и мелочиться не стал. Брат запросил за неё огромный выкуп. Калым составлял больше тридцати тысяч золотых динаров.

   Что касается жениха, то он был далеко не красавец. Один глаз султана ан-Насира от рождения покрывало бельмо, к тому же он проводил жизнь в военных походах, имел ранения и хромал на одну ногу.

   Тем не менее, обе стороны начали обмен послами и подарками. В течение нескольких лет шли переговоры, причем жених готов был уже отказаться от женитьбы на золотоордынской принцессе, такие сложности возникли с выдачей её замуж.

   Наконец, в 1320 году из Египта прибыло очередное посольство в Золотую Орду. Очевидно, к тому времени принцесса Тулунбай уже готова была выйти замуж за любого жениха, и недостатки во внешности султана ан-Насира её совсем не пугали. Поэтому при встрече с послами Узбек-хан сразу же перешел к делу и сказал, что он уже «все устроил» и дело теперь осталось только за калымом (выкупом) и предсвадебными пирами. Мамлюкский эмир Айдогды был смущен, начал извиняться и сообщил, что в настоящий момент он не имеет ни даров, ни денег. Однако Узбек-хан был настойчив и предложил ему взять в долг необходимую сумму для калыма у золотоордынских купцов.

   Послу пришлось согласиться, и он даже достал сверх того еще семь тысяч динаров на устройство пира. После этого большое свадебное посольство отправилось в Египет. По дороге оно остановилось в Константинополе, где византийский император устроил в честь визита принцессы Тулунбай грандиозный праздник.

   10 мая 1320 года золотоордынская невеста прибыла в Александрию в сопровождении свиты из 1000 всадников. «Когда хатунь, – пишет египетский летописец ал-Айни, – сошла с корабля, то ее усадили в позолоченную палатку на повозке, которую мамлюки повезли во дворец султанский в Александрии. Султан выслал к услугам её множество хаджибов и восемнадцать женщин из гарема султанского».

   После того как Тулунбай вышла замуж за правителя Мамлюкского султаната, в мечетях Золотой Орды имя султана ал-Малика ан-Насира стали упоминать в хутбе после имени хана Узбека. В свою очередь, в мамлюкских мечетях тоже молились за здоровье хана Золотой Орды, а его имя произносилось после имени мамлюкского султана.

* * *
   Правившие после султана Хасана мамлюки Бахри оставили в истории только свои имена. Династия закончила свое существование в 1382 году, когда султан Баркук, черкесский мамлюк из цитадели, был возведен в султаны и заложил основы последней мамлюкской династии, правившей в Египте 135 лет, вплоть до завоевания страны османскими турками в 1517 году.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. А. Зубачевский.
Исторические и теоретические основы геополитики

Надежда Ионина.
100 великих дворцов мира

Джеффри Бибб.
Две тысячи лет до нашей эры. Эпоха Троянской войны и Исхода, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса

Николай Николаев.
100 великих загадок истории Франции

Борис Соколов.
100 великих войн
e-mail: historylib@yandex.ru