Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Харден Дональд.   Финикийцы. Основатели Карфагена

Монетная система

Хотя монеты впервые появились на греческих территориях в VII веке до н. э., а к началу VI века стали привычным средством платежа, финикийцы поначалу не восприняли это новшество, несмотря на свою склонность к коммерции. Многовековые торговые традиции и частые контакты с более примитивными народами приучили их (как мы уже отмечали) умело пользоваться бартером.

В Персии монетная система зародилась при Дарии в конце VI века до н. э. Некоторое время в Финикии, составлявшей часть его огромной империи, даже не пытались чеканить собственные монеты, вероятно, потому, что это было бы неразумно, но отчасти из-за того, что финикийские купцы в монетах не нуждались, ведь к тому времени торговля с греческими территориями, на которых процветал денежный оборот, практически прекратилась. Сами персы чеканили свои дарики в основном ради торговли с греческими доминионами в Малой Азии, и, видимо, эта торговля с ближними соседями была так хорошо организована в рамках старой системы, что не было смысла что-либо изменять, пока множество греческих купцов не двинулось на восток вслед за победоносными персидскими войсками.

Самые ранние монеты восточных финикийцев были отчеканены в Тире примерно в середине V века до н. э. Сидон, Арад и Библ приняли эстафету в конце V или начале IV века, и появление собственных монет, пожалуй, указывает, на прогрессирующую слабость Персидской империи и возрождение торговли финикийцев с греками. Остальные города стали чеканить свои монеты лишь в эллинистическую эпоху. В Араде на лицевой стороне монет изображали божество с рыбьим хвостом или мужскую голову с бородой (возможно, Мелькарта), а на обратной стороне – галеру или гиппокампа (морского коня, везущего колесницу Нептуна); в Библе – галеру и гиппокампа на лицевой стороне и грифа или льва, атакующих быка, – на обратной; в Тире – дельфин, раковина багряницы или Мелькарт на гиппокампе на лицевой стороне монеты и сова – на обратной. Сидонские монеты более разнообразны: на лицевой стороне некоторых ранних монет изображена военная галера перед крепостью, окруженной зубчатой стеной с башнями, это, безусловно, сам Сидон; на других – та же галера, плывущая по волнам и зачастую очень искусно нарисованная, с интересными деталями. На более мелких монетах встречается голова бородатого царя в низкой шапке восточного типа. На обратной стороне некоторых монет большего достоинства изображается персидский царь в двуколке, запряженной четверкой коней и с пешим сопровождающим позади, видимо представляющим царя Египта или Сидона. Однако недавно Сейриг выдвинул очень правдоподобное предположение: фигура в двуколке – статуя местного Баала, а пеший сопровождающий – царь Сидона, выступающий в религиозной процессии в качестве жреца. В других случаях на оборотных сторонах монет, безусловно, изображен персидский царь, стреляющий из лука или убивающий льва. С этими монетами мы можем сравнить гемму-скарабея с Сардинии (рис. 82). Вероятно, эта гемма сделана на Сардинии, а рисунок скопирован с сидонской монеты. Изображение персидского царя встречается на сидонских монетах, вероятно, лишь потому, что Сидон был тогда главным городом и в нем находился дворец персидского царя. Эти сидонские монеты выполнены из серебра или бронзы. Из золота продолжали чеканить лишь персидские дарики. Интересно также то, что самый северный город Арад пользовался персидским эталоном, в то время как все другие – своим, финикийским.

В западных городах собственные монеты появились еще позже. Деньги понадобились Карфагену, когда пришлось платить наемникам, и первые монеты были выполнены из золота по образцу финикийских монет и серебряных аттических тетрадрахм. Поскольку деньги предназначались сицилийским наемникам, то там, начиная с конца V века, они и чеканились. Надписи на монетах – финикийские, встречаются названия Мотии, Панорма и других сицилийских пунических городов, Карфагена и «Лагеря». На лицевой стороне изображена голова Тиннит в образе сицилийской Персефоны, а на обратной – конь, лев или пальма. Конь и пальма перешли в денежную систему Карфагена в конце IV века до н. э.. Эта серия метрополии чеканилась по финикийскому образцу, главным образом из золота, природного золота с большим содержанием серебра или бронзы. Серебряные монеты были редкостью вплоть до конца столетия, то есть до того, как Гамилькар завладел испанскими шахтами. С конца III века до н. э. в Карфагене основным монетным металлом становится бронза, хотя все еще применялись и ценные металлы. Бронзовые монеты так широко использовались, что достигали даже Британии и Азорских островов.

Из западных финикийских городов до III века только сицилийские имели собственную монетную систему, причем все они начали чеканить монеты в V веке до н. э. Монеты Гадеса и Ибицы появились в III веке до н. э., а Карфаген – с расширением своей Испанской империи – стал чеканить монеты в Испании, в Новом Карфагене. Найден ряд монет, приписываемых этому монетному двору, в основном серебряных, с пуническими символами, такими, как конь, пальма или слон на обратной стороне и с мужскими профилями на лицевой. Робинсон недавно идентифицировал эти профили как портреты трех карфагенских полководцев – Гамилькара, Гасдрубала и Ганнибала – и римского полководца Сципиона, захватившего Новый Карфаген в 209 году до н. э. Подобные портреты представляют огромный интерес, и в случае одобрения этой идентификации остальными учеными мы сможем утверждать, что знаем, как выглядели эти знаменитые полководцы. Монета Гадеса (Мелькарт – на лицевой стороне; слон – на обратной), по стилю соответствующая рассматриваемому периоду, вероятно, принадлежит серии монет с Баркидами. Мы не располагаем монетами Сардинии или Мальты, которые предшествуют аннексии этих островов Римом.

Нам ничего не известно о монетной системе Финикии. Может быть, она была скопирована с греческой; может быть, чеканили финикийские монеты греческие ремесленники, а греческим художникам принадлежали изображения на монетах.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Тимофеев.
Бируни

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1

Д. Ч. Садаев.
История древней Ассирии
e-mail: historylib@yandex.ru