В Финикии и Сирии широко распространилась резьба по слоновой кости. Процветало это ремесло и в Карфагене. Слоновьи бивни восточным финикийцам приходилось привозить из Индии или из Пунта через Красное море (когда в начале 1-го тысячелетия до н. э. исчезли слоны в Сирии) с помощью карфагенских партнеров. Кроме слонов, покупаемых у гарамантов и других народов, карфагеняне сами разводили слонов в Северной Африке. Особенно остро встал этот вопрос, когда слонов стали использовать в качестве боевых животных.
Резные изделия из слоновой кости (рис. 52, 73 – 76) использовались для украшения архитектурных сооружений и мебели. Из слоновой кости делали также статуэтки, гребни, шкатулки, шпильки для волос и различные украшения. Ассирийские источники указывают на расцвет торговли в Леванте начиная с IX века до н. э.; ассирийские монархи той эпохи получали в дар или в качестве дани множество мебели, ларцов и самых различных предметов из слоновой кости из Кархемиша, Дамаска, Сидона и других городов. Восточные купцы возили изделия из слоновой кости и в Грецию, и в Этрурию, и в Карфаген, и даже в Испанию. Мы не знаем, когда западные ремесленники сами стали работать со слоновой костью, но это ремесло точно процветало в Карфагене уже к VI веку до н. э.
Хотя наибольшим спросом пользовались изысканные изделия из слоновой кости, для декоративных панелей и обшивки деревянных ларцов, туалетных принадлежностей, ваз для благовоний, косметических ложечек, шпилек для волос, амулетов, печатей, игральных костей и тому подобного использовался и более простой и дешевый материал – кость. Мастера были настолько искусны, что часто неспециалистам нелегко отличить костяные изделия от изделий из слоновой кости.
|