Самыми ранними и широко распространенными занятиями финикийцев были, как мы видим, земледелие и животноводство. В восточных районах методы хозяйствования мало различались, а может, и не различались вовсе и оставались почти такими же, как в древности, до самого недавнего времени, когда в эту часть света пришла механизация. Письменные источники отмечают, что финикийцы не только разводили скот и выращивали съедобные злаки, фрукты и овощи, но также и лен для производства тканей везде, где позволяли их небольшие площади плодородных земель.
Около сорока выдержек из утерянного трактата Магона охватывают все виды животноводства и земледелия: выращивание зерна, оливок, винограда; разведение скота, пчеловодство. Магон не смог бы написать свой труд, если бы пуническое сельское хозяйство не было тщательно систематизировано, во всяком случае к концу IV века до н. э. В доказательство приведем сообщение Диодора о том, что, когда войска Агафокла высадились на мысе Кейп-Бон, они нашли земли с прекрасными сельскими жилищами, в основном отведенные под разведение скота, выращивание винограда и олив. Основными районами выращивания зерна были долина Баграда и Центральный Тунис. Количество их продукции становится ясным, когда мы вспоминаем, что Сципион, воевавший в том самом регионе, поставил одним из условий мирного договора между Римом и Карфагеном в 203 году контрибуции в количестве полумиллиона бушелей зерна и 300 000 бушелей ячменя. Подобные цифры приводятся как карфагенские контрибуции и в другие периоды.
Рис. 38. Фаянсовый скарабей с обезьянками, карабкающимися на пальму. Дуимес, Карфаген. Ширина 0,018 м. VII или VI век до н. э.
На пунических стелах мы видим, как вспахивались земли (рис. 25). Согласно Магону, в плуги впрягали быков, и это сильно напоминает современную вспашку берберами и то, что мы знаем о методах обработки земли в Древнем Израиле. Собранное зерно хранилось в герметичных силосных ямах, обычно находящихся для безопасности и сохранности под землей. Нам также уже известно, что финиковая пальма называлась по-гречески так же, как и сами финикийцы. Карфаген и другие города использовали изображение финиковой пальмы в качестве символа на своих монетах. Изображения финиковой пальмы мы встречаем на многих карфагенских стелах. На одной видны двое мужчин, забравшихся на верхушку финиковой пальмы, а на другой – обезьяна (или мужчина, но обратите внимание на длинный хвост) (рис. 25о, р). В обоих случаях на пальмах изображены фрукты, а потому, вероятно, это сцены сбора урожая, хотя Гзель полагает, что это процесс опыления. Подобную сцену мы видим на миниатюре на скарабее из Дуимеса (рис. 38). Магон делился обширными знаниями о виноделии и выращивании олив, и Колумелла цитирует его рецепт вина, все еще встречающегося в Марокко. Нет сомнений в том, что вино было главным продуктом пунического экспорта. Мы также должны отметить, что гранаты, так любимые на востоке и ставшие атрибутом Афродиты Пафии, были также очень популярны в Карфагене. В римском названии граната звучало слово «пунический», и он часто встречается на стелах.
Как в западных, так и восточных районах преобладал крупный рогатый скот, однако также выращивали ослов (как тягловую силу и для перевозки грузов), овец и коз. Магон, цитируемый Колумеллой, дает интересное описание хорошей молочной коровы:
«Корова должна быть плотного сложения, с длинными рогами, сильной, с широким морщинистым лбом, шершавыми ушами, черными глазами и губами, открытыми изогнутыми ноздрями, длинным мускулистым загривком, пышным подгрудком почти до колен, широкой грудью и плечами, большим животом, крупным выменем, прямой спиной (плоской или слегка прогнутой), круглым задом, толстыми прямыми и не очень длинными ногами, хорошей формы коленями, большими копытами, очень длинным и щетинистым хвостом, густым и коротким волосяным покровом, рыжим или коричневыми и мягким на ощупь».
Лошадь, как мы хорошо знаем, пришла в Левант из Центральной Азии во 2-м тысячелетии до н. э., однако древние использовали ее для охоты и войны, а не как тягловое животное в сельском хозяйстве. Выращивали домашнюю птицу и даже страусов, в основном ради их яиц. Из их скорлупы делали чаши и различные украшения, которые часто встречаются на пунических раскопах (рис. 77). Пчеловодство в древности было необходимым занятием, поскольку именно из меда добывался сахар, из сотов воск, необходимые во многих областях, включая медицину. Разнообразие сортов пунического воска было широко известно, что отмечают Плиний и другие древние писатели.
|