Яма и Ями
1.(Ями:) Как бы я хотела вдохновить друга на дружбу, Хоть и шёл он много через море! Предусмотрительный (человек) хотел бы иметь внука от отца, Заботясь о том, что (будет) больше на земле. 2.(Яма:) Твой друг не хочет такой дружбы, Когда женщина с одинаковыми признаками становится чужой. Сыновья великого Асуры, герои, Поддерживающие небо, смотрят далеко вокруг. 3.(Ями:) Эти бессмертные желают вот чего: Отпрыска только от единственного смертного. Пусть твоя мысль покоится в моей мысли! Пусть войдешь ты в (моё) тело, как муж (в тело) жены! 4.(Яма:) То, чего раньше не делали, (как) же это сделать сейчас? (Громко) говоря истинное, шептать мы будем неистинное? Гандхарва в водах и женщина вод — Это наше происхождение, это наше высшее родство. 5.(Ями:) Ведь еще в утробе прародитель сотворил нас двоих супругами, Бог Тваштар, создатель, творящий все формы. Никто не нарушает его обетов. Свидетели нам в этом — Земля и Небо. 6.(Яма:) Кто свидетель этого первого дня? Кто видел его? Кто здесь возвестит? Высок закон Митры (и) Варуны. О сладострастная, что же ты обращаешься с (таким) соблазном к мужчинам? 7.(Ями:) Ко мне, Ями, пришла любовь к Яме, Чтобы лечь с ним на совместное ложе. Как жена мужу, хочу отдать (своё) тело. Да будем мы кататься туда-сюда, как колеса колесницы! 8.(Яма:) Не стоят (на месте), не смыкают глаз те, Которые бродят здесь (как) соглядатаи богов. К другому, не ко мне, иди скорее, сладострастная! С ними катайся туда-сюда, как колеса колесницы! 9.(Ями:) Ночами (и) днями она услаждала бы его. В (один) миг обманула бы глаз солнца. У (нашей) пары, такое же родство, как у Неба и Земли. Ями взяла бы (на себя) (поступок) Ямы, не подобающий родне. 10.(Яма:) Придут, конечно, те последующие поколения, Когда родные будут совершать (поступок), Крепко притяни рукой быка, Ищи себе, прекрасная, другого мужа, не меня! 11.(Ями:) К чему тогда есть брат, если приходится быть беззащитной? И к чему сестра, если должно наступить небытие? Обезумев от любви, я шепчу это снова и снова: «Соедини (своё) тело с моим телом!» 12.(Яма:) Никогда не стану я соединять (своё) тело с твоим телом! Плохим называют (того), кто входит к сестре. Готовь себе любовные утехи с другим, не со мной! Твой брат, о прекрасная, не хочет этого. 13.(Ями:) Ну и жалок же ты Яма! Ни мысли твоей, Ни сердца не смогли мы отыскать. Конечно, другая будет обнимать тебя, Как подпруга — запряженного (коня), как лиана дерево! 14.(Яма:) Другого и ты крепко (обними), о Ями, и другой тебя Пусть обнимет, как лиана — дерево. Стремись покорить его мысль, а он — твою. Так вступай с ним в счастливый союз! Приведу два хеттских текста, по моему мнению, ярко характеризующие мировозрение индоевропейцев, некогда создававших рассматриваемые предания: Обряд очищения бога и человека от заклятия.
Обряд избавления от колдовства.
Единение человека и природы, духовного начала с началом материальным — это то, что я вижу за приведенными строками. Индоевропейцы издревле сохраняют предание о Золотом Веке, эпохе благоденствия на земле. В XIII–XI вв. до н. э. с равнины центра континента в Иран перешел многочисленный и могущественный индоевропейский народ. Его духовным учителем выступил Зороастр, оставивший после себя стихотворные гимны, послужившие основой священного свода книг, именуемого Авеста. Это два с лишним десятка книг, вобравших многие знания древней индоевропейской прародины. В Авесте рассказано о том, что некогда на Земле господствовал праведный царь Йимы. Бог даровал Йиме золотую стрелу и рог. С их помощью Йима трижды расширил пределы обитаемой земли. Когда тысяча лет Золотого Века минула, бог подал Ииме весть о том, что погрязший в грехах мир будет уничтожен великим морозом, за которым последует таяние снегов и земля окажется затопленной водой. Бог велел Йиме построить убежище, дабы спасти жизнь на земле и сберечь огонь. В гимнах Ригведы содержится воспоминание о Всемирном потопе, во время которого рыба спасла первого человека по имени Ману. Греки делят минувшее на пять веков, или эпох. Первый век, по представлению греков, был золотым. Правил в ту пору бог Крон, олицетворяющий время. В Золотом Веке люди не ведали старости, забот, трудов и печалей. Огромные стада, бродившие по тучным пастбищам, служили твердой порукой благоденствия. Второй век греки называют Серебряным. Люди в эту эпоху не повиновались воле богов Олимпа, и Зевс уничтожил род людской. Третий век греки называют Медным. Зевс из древка копья создал могучих и воинственных людей. Они принялись уничтожать друг друга. И тут наступил потоп. Согласно воле Зевса южный ветер Нот нагнал влажные тучи, и бурные потоки скрыли землю. Из рода людей Медного Века спаслись двое — Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Прометей загодя приказал Девкалиону построить большой ящик и сложить в него пищу. Девять ночей ящик носился по волнам. Прибит он был к горе Парнас. Зевс велел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросить их через головы. Из камней Девкалиона появились мужчины, из камней Пирры возникли женщины. В четвертом веке Зевс создал людей — полубогов. Одни из этого героического племени сложили гордые головы у семивратного города Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие погибли под стенами Трои. В конце концов Зевс поселил героев на островах в океане. Пятый век греки называют Железным. Люди в нем оказались заложниками изнуряющего плоть и дух труда. Боги совести и правосудия покинули людей, и человечество погрузилось в печаль. А вот что о Золотом Веке помнят индоевропейские обитатели Апеннин. Римляне верят в то, что Сатурн, скрываясь от гнева Юпитера, покинул небо и поселился на Капитолийском холме. С приходом Сатурна на земле воцарился Золотой Век. Сатурн дал людям закон и утвердил мир. Раз индоевропейские народы некогда имели общую родину и общие представления то и германцы должны хранить воспоминание о Золотом Веке. (53) Согласно германским сагам боги поселили людей в стенах города Мидгарда. Сами боги в середине мира воздвигли город Ас-гард и стали в нем жить со своим потомством. На престоле в Ас-гарде сел Один. Отсюда он видел все миры и все дела людские и ему была ведома суть всего видимого. Жену Одина звали Фригг. Она была дочерью Фьергвина. У Одина и Фригг родились те, кого зовут родом асов. Они населили город Асгард и окружающие его страны. Поэтому Одина величают Всеотцом. Сама земля была ему дочерью и женой. Она родила Одину старшего сына аса Тора, обладателя великой мощи. Когда строился Асгард, Один на поле Идавелль, что в середине города, собрал правителей мира. Там было решено прежде всего построить святилище с двенадцатью тронами и с престолом для Всеотца Одина. Все в этом святилище было сделано из чистого золота. Люди назвали это здание Чертогом Радости. Было построено и второе здание — святилище богинь, называемое Вингольв. Затем построили дом и поставили в нем кузнечный горн и изготовили молот, щипцы, наковальню и иные орудия. Стали изготовлять вещи из руды, камня и дерева. И так много плавили руды, называемой золотом, что вся утварь и убранство были золотыми. Назвали тот век Золотым. Но где следует искать Асгард? Впоследствии, то есть последние два тысячелетия, многие германцы стремились к сердцу древней страны в центре континента, желая обрести Асгард, но он недоступен до сего дня. Находится же он там, где громадная равнина подступает к горам, где ныне безводная пустыня. Лишь сухие русла рек да холмы, высящиеся на месте брошенных людьми городов, ныне указывают на страну асов. Подробно это место описано в «Саге об Инглингах», и всякий может познакомиться с её содержанием. Возникает вопрос о том, сколько времени минуло с окончания Золотого Века. Позволю себе следующее рассуждение. Более десяти тысяч лет минуло с эпохи завершения последнего великого оледенения. Вслед за этим человечество несколько тысячелетий осваивало освобождавшиеся ото льда и снега пространства. С середины II тыс. до н. э. люди владеют искусством плавки железа. Не позже V тыс. до н. э. люди приступили к освоению плавки меди, олова, свинца. Постепенно овладели секретом совместной плавки меди с оловом. В результате был получен прочный металл, называемый бронзой. Полагаю, что Золотой Век пришелся на эпоху начала освоения металлургии. Это означает, что Золотым Веком люди назвали время, протекавшее в VII–II тыс. до н. э. Вехой, а вернее причиной или одной из наиболее весомых причин, положившей конец Золотому Веку, возможно, оказалась засуха. В центре континента она лишила людей воды и вынудила двигаться на северо-запад, в Европу, в поисках новой страны, для обретения нового Золотого Века. Известно, что люди издревле на ночь в пещерах укрывали коров, овец, коз и лошадей от волков, непогоды и похитителей. У индоевропейцев существует древнее предание об этом. Начну с востока. В гимнах Ригведы многократно упомянут сонм демонов. Среди них главенствует змей Вритра. Согласно преданию этот змей преградил скалой Вала путь семи рекам ариев (ариями себя называют индоевропейцы в середине II тыс. до н. э., ушедшие из степей центра континента в долину реки Инд). Кроме семи рек скала Вала заперла сокрытые жадными демонами Пани богатства ариев — коров, утренние рассветы, а вместе с ними и саму жизнь. Бог Индра, прибегнув к помощи певцов ангирассов, убил змея Вритру, пробил копьём-ваджрой скалу Вала и выпустил на волю семь рек ариев и их коров. Вслед за этим утренняя заря Ушас сменила сестру Ночь. Боги Ашвины на колесницах объехали мироздание. А бог Вишну тремя шагами прошел Вселенную, все ставя на места. Обратимся к двум ведическим гимнам, излагающим это предание (Сарама — это собака Индры) |