Боги плодородия
Будет ли богатым урожай, — это зависит прежде всего от подъёма воды в Ниле. И, значит, нужно уповать на милость Хапи, великого бога Великой Реки, живущего у её первых порогов: приносить ему жертвы и петь хвалебные гимны (прилож. 3); и на Осириса — бога воскресающей природы. Должный почёт необходимо воздать Шу, чтобы он, бог ветра, пригнал дождевые тучи в Дельту; Тефнут — богине влаги, Гебу — земле, его Ба — двуглавому сфинксу Акеру, Татенену, богиням Нехбет и Уаджит, и Нефертуму, богу растительности, сыну Сохмет и Птаха (илл. 12 на с. 37). Земля не родит, на Египет обрушатся бедствия, если люди не будут почитать и оберегать Хора — фараона. Таков миропорядок, навсегда установленный богиней Маат, и такова воля Ра-Хорахти. В Фаюме урожаем ведают Себек и Херишеф, в Мемфисе — Нефертум, Сокар, Татенен, чёрный бык Апис (греч.; египетск. Хапи) — Ка Птаха и олицетворение плодородных сил Ра, Ваал (грецизир.; древнесемитск. Балу) — супруг дочери солнечного бога, воинственной богини Астарты, и сам Птах. Окрестности Слонового острова — Элефантины пребывают под покровительством Элефантинской Триады: бараноголового бога Хнума, его жены Сатит и их дочери Анукет. Хнум в начале творения вылепил на гончарном круге людей и их Ка (илл. 29 на с. 47). После того, как земля была заселена, Хнум стал покровителем Элефантинского нома и добрым божеством плодородия. Он посылает на поля воду, повелевает Нилу разлиться в назначенный срок, и один из его титулов поэтому — «Повелитель холодных вод». Если этому могущественному богу не воздать должных почестей, Нил не выйдет из берегов и поля не дадут урожая. От мала до велика все египтяне помнят, какую кару обрушил на Египет оскорблённый Хнум во времена фараона Джосера.42) Год за годом почти не разливался Нил; вельможи фараона стали подобны мелким сановникам, сановники — простолюдинам, а простолюдины умирали [230] с голоду. От отчаяния люди предались грабежам и разбою. Плач и стенания раздавались по всей египетской земле до края её. Никто не ходил в храмы, ибо нечего было нести к жертвенникам богов, и храмовые аллеи поросли сорняками. На седьмой год фараон Джосер созвал жрецов мудрого Имхотепа. — Что делать? — вопросил он. — Откуда такая беда? Отменнейшие дары мы жертвуем богу Хапи, сладкозвучнейшими гимнами славим его, отчего же он гневается и не дарует разливов? Найдите ответ — я повелеваю! Жрецы восславили владыку и удалились в храмовое хранилище папирусов. Денно и нощно читали они древние священные свитки Тота и, наконец, им открылась истина. У Элефантины на юге, где в скальной пещере обитает Хапи, повелитель разливов, воды в должный срок изливаются из сосцов-сосудов могучими струями, и к Египту устремляется полноводный поток, ибо Хапи удовлетворён жертвами, приносимыми ему. Но повелитель вод Хнум, о котором забыли в молитвах и храмах, встал обеими ногами в речное русло, и стопы его подобно дамбе преградили потоку путь. Семь лет он стоит, объятый гневом, и ждёт, когда же египтяне вспомнят о нём. Узнав это, Джосер велел немедленно принести жертвы Хнуму. Той же ночью Хнум ему явился во сне. Фараон [237] поклялся богу священной клятвой, что жертвенники его отныне не оскудеют. Проснувшись наутро, фараон издал указ о почитании Хнума, и повелел увековечить этот указ на стеле, высеченной в скале. С тех пор каждый год великий Хнум дарует Египту разливы.
Заботиться об урожае Хнуму помогает Анукет (илл. 156) — богиня в короне из перьев красного попугая, и её мать Сатит. Сатит (илл. 157) — богиня с рогами газели, дочь и Око Ра, покровительница фараонов. Она стоит у входа в Дуат и омывает тело фараона в воде Нила. По воле Сатит разливается Нил, когда осиянная слеза Исиды, оплакивающей любимого супруга, — звезда Сопдет упадёт у горизонта в Великую Реку.43) В Коптосе (греч.; египетск. Гебтиу) пашням и садам покровительствует бог Мин (илл. 17 на с. 41), в честь которого египтяне устраивают шумные праздники урожая. Мину посвящён Белый Бык Мина — символ его плодородных сил. В Джедете пахари и садоводы почитают Банебджедета и Хекет (илл. 158) — супругу Хнума, водяную богиню-лягушку. В Кинопольском номе чтут быка Бату, в Гелиополе — ядовитую многоножку Сепу. По всей стране опекают созревающий урожай человек-змей Нехебкау, Непри со своей женой Непит, Амон и добрая богиня Рененутет. Рененутет — богиня в виде змеи или в виде женщины с головой кобры (илл. 159, 160) — покровительница жатвы и урожая, богиня доброй судьбы, удачи, богатства, деторождения, защитница беременных и больных. [232]
Почитать надлежит не только богов, но и всех священных животных. Только в этом случае урожай будет обильным, а погода благоприятной для жатвы и сбора плодов. 42) Изложено по так наз. «Стеле голода». 43) То есть в небесный Нил, возможно, отождествлявшийся в данном случае с Млечным Путём. (Имеется в виду гелиакический (первый утренний) восход Сириуса). |