Постановления и рекомендации Совета Исламской академии правоведения (Фикха) по некоторым вопросам современной медицины
О трансплантации органов живого или умершего человека; о регулировании деторождаемости; об аборте; о лечении больных; о лечении женщин врачами-мужчинами; о синдроме приобретенного иммунодефицита (спиде); о клонировании человека; о хранилищах материнского молока;Совет Исламской академии правоведения получает тысячи писем из мусульманских стран, США, европейских и других стран по различным вопросам жизни, которые требуют разъяснений с позиций Шариата; среди них особо выделяются вопросы, касающиеся экономики и медицины. Ниже читатель найдет ответы Совета Исламской академии на некоторые медицинские темы. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на вопрос о трансплантации органов живого или умершего человека. Совет Исламской академии правоведения подходит к этой проблеме с точки зрения правоведения на основе Шариата и медицинских исследований, привлекая к обсуждению ведущих мусульманских юристов и медиков. Совет Исламской академии правоведения отмечает, что в ходе оживленного обсуждения вопроса «Трансплантация органов живого или умершего человека» выяснилось, что этот метод, будучи результатом научного и медицинского прогресса, получает все большее распространение, зарекомендовав себя с положительной стороны, но такого рода операции порождают болезненные социальные и психологические проблемы, так как проводятся без учета положений и норм Шариата (религии), направленных на сохранение благородного облика человека. Шариат ставит во главу угла все то, что составляет благо для человека и общества и гармонизирует их интересы. Шариат призывает мусульман к сотрудничеству, состраданию и благотворительности. Совет Исламской академии правоведения рассмотрел результаты исследований и объединил выводы в нескольких пунктах постановлений. Определения и классификации 1. В настоящем тексте под термином «орган» подразумевается любая часть человеческого тела, в том числе его ткани, клетки, кровь и пр. (например, роговая оболочка глаза). При этом не имеет значения, отделен орган от тела или нет. 2. Трансплантация, предмет данного исследования, сводится к использованию органа, необходимого пациенту, с целью сохранить ему жизнь или жизненно важную функцию (например, зрение и т. п.); по проведении трансплантации человек получает возможность продолжать полноценное, с точки зрения Шариата, существование. 3. Трансплантации бывают трех типов в зависимости от того, используется ли орган живого человека, орган скончавшегося человека (трупный орган) или орган утробного плода. Рассмотрим перечисленные типы трансплантаций. Трансплантация органа живого человека может представлять собой пересадку органа с одного места тела на другое, например, кожи, хрящей, костей, вен и т.п.; или трансплантацию органа из тела одного живого человека в тело другого, и в таком случае необходимо определить, является ли этот орган жизненно важным или нет. Жизненно важные органы могут быть одиночными, например: сердце, печень; или парными, например: почки, легкие. Органы, не являющиеся жизненно важными, подразделяются на те, что ответственны за основные функции организма, и те, что не ответственны за них. Имеются также регенерирующиеся органы, например, кровь, и не регенерирующиеся. Существуют органы, определяющие пол и наследственность человека, оказывающие влияние на нервные клетки; имеются органы, не влияющие на все это. По поводу обстоятельств применения трансплантации органа от скончавшегося человека следует напомнить следующее: существуют две формы диагностики смерти — это прекращение мозговой деятельности человека, т.е. случай, когда с медицинской точки зрения констатируется невозможность ее возобновления, и окончательная остановка сердца и дыхания, когда с медицинской точки зрения констатируется невозможность их возобновления. В обоих описанных случаях в своих рекомендациях Совет руководствуется постановлением № 17, вынесенным на 3-й сессии. О трансплантации органа утробного плода: утробный плод с целью его трансплантации может быть получен одним из следующих путей: - как самопроизвольный выкидыш; - как выкидыш в результате медицинского или непрофессионального вмешательства; - в результате внематочного оплодотворения «in vi-tro». Ниже приводятся шариатские положения по вопросу трансплантации (Постановление № 26(1/4) о трансплантации органов живого или умершего человека было принято на 4-й сессии Совета Исламской академии правоведения (фикха), созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 6-11 февраля 1988 г. 1. Трансплантация органа человека с одного места его тела на другое разрешается в случае, если ожидаемая польза от операции очевидным образом перевешивает возможный вред и если целью операции является восстановление утраченного органа, восстановление его формы или естественной функции, устранение его дефекта или обезображенности, которые приносят человеку физические или нравственные страдания. 2. Трансплантация органа из тела одного живого человека в тело другого разрешается, если трансплантант обладает свойством физиологической регенерации, как в случае с кровью или кожей. В этом случае обязательной является полная дееспособность донора и соблюдение всех норм Шариата во время операции. 3. Разрешается трансплантация части органа другого человека, если этот орган был ампутирован у донора вследствие его заболевания, как это происходит, например, в случае трансплантации роговой оболочки ампутированного глаза. 4. Запрещается трансплантация жизненно важного органа живого человека, например, сердца. 5. Запрещается трансплантация органа живого человека, если это чревато осложнением для одной из его основных жизненных функций, хотя и не грозит летальным исходом, например трансплантация роговой оболочки обоих глаз. Что касается трансплантации с частичной потерей одной из основных жизненных функций, то это требует дополнительного исследования (см. ниже п. 8). 6. Разрешается трансплантация трупного органа в том случае, если от этого зависит жизнь или одна из основных жизненно важных функций организма пациента. В этом случае обязательным является соблюдение условия, при котором сам донор при жизни или его наследники после его смерти соглашаются на такую операцию. В случае если личность умершего не поддается идентификации или не установлены наследники, согласие на трансплантацию дает полномочный глава мусульман. 7. Примечание. В вышеописанных случаях обязательно согласие на трансплантацию, так как не разрешена купля-продажа человеческих органов. Случаи, когда человек, остро нуждающийся в донорском органе, расходует ради него свои деньги в виде вознаграждения или подарка, должны стать предметом рассмотрения специальных исследований. 8. Не описанные выше случаи трансплантации являются предметом дальнейшего анализа, постановление по ним может быть вынесено на будущих сессиях на основе положений Шариата и собранных медицинских данных. Важно отметить, что обращения мусульманских и немусульманских организаций из различных стран мира в Совет Исламской академии правоведения по вопросам Шариата и медицины доказывают, что исламский мир сделал важный социально-культурный и духовно-политический шаг, создав для решения насущных вопросов исламского мира центр правоведения Ислама; не вызывает сомнения, что, в свою очередь, деятельность академии может быть полезной и для других конфессий. Один из самых острых вопросов мусульман — это регулирование деторождаемости; на общемусульманском уровне нет четкого ответа, имеет ли право мусульманская женщина сделать аборт, принимать медицинские средства против беременности и т. п. 5-я сессия Совета Исламской академии правоведения (фикха), созванная в Эль-Кувейте (Кувейт) 10-15 декабря 1988 г., провела дискуссию по этому вопросу, исходя из того, что, согласно Шариату, одной из целей брака является деторождение и продолжение человеческого рода, а любое препятствование этому является нарушением положений Шариата и указаний, содержащихся в священных текстах, призывающих к сохранению и приумножению рода человеческого (один из пяти постулатов, предписанных Божественных установлений). Совет постановил: 1. Не разрешается принимать государственные законы, как-либо ограничивающие свободу супругов в деторождении. 2. Запрещается, согласно Шариату, лишение мужчины или женщины способности к деторождению (так называемая стерилизация), за исключением случаев, когда в соответствии с нормами Шариата это обусловлено необходимостью. 3. Разрешается временно контролировать способность к деторождению с целью оттягивания срока очередной беременности или предотвращения ее на определенное время, если это вызвано необходимостью, отвечающей Шариату. Все такого рода действия должны совершаться по усмотрению супругов при их обоюдном согласии и при условии, что не будет нанесен ущерб их здоровью. Применяемые при этом средства должны быть разрешены Шариатом и не препятствовать наступлению беременности в будущем. Совет Исламской академии правоведения в ходе своей 6-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 14-20 марта 1980 г., рассмотрел вопрос об использовании эмбрионов в качестве источников трансплантируемых органов, результатом чего явилось следующее постановление: 1. Запрещен аборт с целью извлечения эмбриона, органы которого предназначены для трансплантации другому человеку, за исключением случаев естественного, ничем не спровоцированного выкидыша или аборта, разрешенного Шариатом. Запрещено хирургическое вскрытие матки, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения жизни беременной женщины. 2. Категорически запрещена трансплантация органов на коммерческой основе. 3. Трансплантация органов допустима только под контролем уполномоченного на то специализированного учреждения. На этой же сессии было принято постановление о трансплантации половых органов: - так как яички и яичник даже после трансплантации другому человеку продолжают выполнять свои репродуктивные функции, связанные с передачей генетической информации (генетического кода), пересадка их другому человеку запрещена Шариатом, за исключением случаев, когда соблюдены определенные правила; - разрешена трансплантация тех половых органов, что не участвуют в передаче генетической информации, за исключением наружных половых органов, — в случае необходимости и с соблюдением норм Шариата, изложенных в постановлении № 26 4-й сессии Совета академии. Особый интерес вызывает принятое на этой же сессии постановление академии «О восстановлении органов, отсеченных во время актов наказания (хадд) и возмездия (кисас)». Совет разъясняет, что целью Шариата при исполнении акта наказания (хадд) является устрашение, удержание от преступления и примерное наказание за него, а желаемое воздействие сводится к тому, чтобы преподать урок и наставление другим людям, а также искоренить предрасположение к преступлению. Принимая во внимание современное состояние медицины, гарантирующее восстановление отсеченного органа при условии быстро проведенной операции (при соответствующих предварительных договоренностях и соблюдении специальных медицинских мер), можно предположить, что действенность наказания при последующем использовании сегодняшних достижений медицины окажется основательно уменьшенной. Совет постановил: 1. Шариатом запрещается восстановление органа, отсеченного во время исполнения акта наказания (хадд), поскольку в противном случае это обернется снижением действенности и продолжительности воспитательного эффекта и войдет в противоречие с целью наказания, преследуемой Шариатом, — удержанием виновного от будущих правонарушений. 2. В связи с тем, что акт возмездия (кисас) направлен на восстановление справедливости в отношении пострадавшего и утверждение права на жизнь в самом обществе, а также поддержание среди населения спокойствия и общественной безопасности, Шариатом запрещается восстановление органов, отсеченных во время исполнения актов возмездия (кисас), за исключением случаев: - разрешения потерпевшим восстановить осужденному орган после совершения акта возмездия (кисас); - восстановления потерпевшим своего собственного органа, утраченного в результате преступления. 3. Восстановление органов, отсеченных во время исполнения актов наказания (хадд) или возмездия (кисас) разрешено также в случаях, когда произошла ошибка при вынесении приговора или его исполнении. Лечение больных и новые способы лечения пациентов — важный теоретический и практический вопрос в современном медицинском обслуживании населения. В мусульманских странах эта проблема рассматривается не только как сугубо медицинская, но и как религиозно-нравственная. Совет Исламской академии в ходе 7-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 9-14 мая 1992 г., постановил: 1. О медикаментозном лечении. Согласно Шариату, исходя из текстов Священного Корана и высказываний и деяний Пророка (мир ему!), медикаментозное лечение разрешено, поскольку сохранение жизни — одна из всеобъемлющих норм Шариата. Положения Шариата о медикаментозном лечении могут различаться в зависимости от состояния больного и его личности. Медикаментозное лечение является: - обязательным, если без него будет разрушаться тело больного или один из его органов или наступит дисфункция органа, а также в случае угрозы распространения болезни среди других людей (например, инфекционного заболевания); - желательным, если без него организм ослабевает; - разрешенным, если не подпадает под первые два случая; - нежелательным, если существует риск ухудшения самочувствия пациента в результате медицинского вмешательства. 2. О лечении в безнадежных случаях. Вероубеждение мусульманина предусматривает, что всякий больной и его излечение находятся в руках Всевышнего Аллаха. Лечение и медицинское вмешательство являются формой использования предоставленных Аллахом возможностей. Не разрешается отчаиваться и терять надежду на помощь и милость Аллаха — напротив, следует уповать на излечение по воле Всевышнего. Врачи и родственники больного обязаны укреплять дух больного, постоянно ухаживать за ним и облегчать его душевные и физические страдания, независимо от наличия или отсутствия возможности излечения. Случаи, безнадежные с точки зрения медицины, диагностируются врачами и зависят от медицинских возможностей, имеющихся в определенном месте и в определенное время, а также от состояния самого больного. 3. О согласии больного на прохождение лечения. Если больной дееспособен, то на проведение лечения требуется его согласие. Если больной полностью или частично недееспособен, то на проведение лечения требуется согласие его опекунов по старшинству, установленному в соответствии с Шариатом. При этом должны быть соблюдены права и интересы подопечного, а действия опекуна должны быть направлены на снятие болевых ощущений у опекаемого. Если опекун не дает разрешения на лечение и вред от такого запрета очевиден, запрет не учитывается. Право на дачу разрешения переходит в соответствии с порядком, установленным Шариатом, следующему родственнику, а затем, в конечном счете, — законному правителю данной местности. Законный правитель местности располагает соответствующими полномочиями на введение принудительного лечения в случае диагностики заразного заболевания и для проведения вакцинации. В экстренных случаях, когда под угрозой находится жизнь больного, лечение проводится безотлагательно, без разрешения больного или его близких. Обязательно согласие дееспособного пациента при проведении медицинских экспериментов; должно быть исключено какое-либо принуждение (например, проведение экспериментов с заключенными или использование материальной заинтересованности в ситуации с нуждающимся в материальных средствах). Проведение медицинских экспериментов не должно наносить вред пациенту. Запрещается также проводить медицинские эксперименты на полностью или частично недееспособных людях, даже и при наличии согласия на то их опекунов. Совет Исламской академии и известные мусульманские медики — члены академии хорошо понимают, что отдельные органы и части тела человека взаимосвязаны друг с другом. Мусульманский Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил, что если одна часть тела подвергается боли, эта боль ощущается и в других частях тела, поэтому Совет рекомендовал: 1. Поручить Генеральному секретариату академии подготовить материалы по следующим медицинским темам для рассмотрения их на будущих сессиях Совета академии: - лечение при помощи запрещенных и нечистых, с точки зрения Шариата, средств и правила их применения; - косметические операции; - медицинские гарантии; - лечение женщин врачом-мужчиной и лечение мусульман врачом-немусульманином; - лечение заговорами; - этический кодекс врача (в случае необходимости рассмотреть эту тему на нескольких сессиях); - очередь на лечение; предоставление лечения вне очереди. 2. Внимательно рассмотреть вопросы, касающиеся болезней, лечение которых на современном уровне развития медицины невозможно или сомнительны предполагаемые результаты лечения, например: - Нужно ли применять лечение к пациенту, страдающему запущенным раковым заболеванием, или ограничиться применением обезболивающих и успокоительных средств? - Если ребенок страдает гидроцефалией, сопровождаемой параличом и частичной атрофией участков коры головного мозга, показана ли такому ребенку хирургическая операция? Нужно ли лечить этого ребенка в случае аппендицита или воспаления легких? - Если престарелый человек имеет тромбоз сосудов сердца и страдает от паралича, а затем его поражает почечная недостаточность, следует ли прибегать к диализу? Если у него останавливается сердце, следует ли применять экстренные меры, лечить ли его от воспаления легких и т. п.? - Необходимо сформулировать нормы Шариата и Сунны применительно к приведенным случаям. Совет Исламской академии в ходе 8-й сессии, созванной в Бандар-Сери-Бегаван (Бруней — Дарус-Салам) 21-27 июня 1993 г., рассмотрел вопрос «О лечении женщин врачами-мужчинами» и постановил: Основополагающим принципом в отношении лечения женщин врачами-мужчинами является следующее: если имеется врач-женщина, то именно она обязана осмотреть пациентку, но если таковой нет, пациентку может осмотреть врач-женщина немусульманка, а если и ее нет, осмотр может произвести врач-мужчина мусульманин, и только в крайнем случае, когда нет врача-мужчины мусульманина, осмотр можно доверить врачу-мужчине немусульманину. Мужчина вправе осматривать тело пациентки только в пределах, необходимых для диагностики и лечения и не более, отводя по мере возможностей взор от тела пациентки. Осмотр пациентки следует проводить в присутствии ее близкого родственника или мужа, либо другой женщины, заслуживающей доверия. Названные меры преследуют цель избежать возможное уединение посторонних друг другу мужчины и женщины. Совет также рекомендовал: Медицинским учреждениям принять все возможные меры поощрения женщин к изучению медицинских наук и получению медицинских специальностей различного профиля, особенно в области акушерства и гинекологии, где ощущается острая нехватка специалистов-женщин. Пациенткам не придется вынужденно нарушать нормы Шариата, если будет достаточно специалистов-женщин. Совет Исламской академии правоведения в ходе 8-й сессии, созванной в Бандар-Сери-Бегаван (Бруней-Дарус-Салам) 21-27 июня 1993 г., провел дискуссию на тему «СПИД» и дал следующие разъяснения: основной причиной распространения венерических заболеваний, самой опасной из которых остается СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), является прелюбодеяние как с женщинами, так и с мужчинами (гомосексуализм). Важнейшими факторами профилактики СПИДа могут стать соответствующая информационная политика и разъяснительная работа об опасности беспорядочных половых связей, проводимая СМИ и туристическими организациями; реформа СМИ; запрет на показ пошлых и низких в нравственном отношении фильмов и сериалов; контроль туристической деятельности. Совет постанонил: В случае заболевания СПИДом одного из супругов, заболевший обязан поставить в известность другого супруга и вместе с ним принять все необходимые профилактические меры. Совет рекомендовал: 1. Соответствующим органам исламских государств принять все меры по профилактике СПИДа, подвергать наказанию тех, кто преднамеренно распространяет его. Рекомендовать правительству Королевства Саудовская Аравия продолжить интенсивные мероприятия по защите гостей Милосердного (паломников) от распространения среди них СПИДа и приложить все необходимые для этого усилия. 2. Детям, являющимся носителями вируса СПИДа, необходимо предоставить возможность получения образования. 3. Генеральному секретариату собрать материалы специалистов по медицине и правоведов (факихов) по нижеперечисленным вопросам для более полного анализа рассматриваемой проблемы на будущих сессиях, в частности следующие: - об изоляции больных СПИДом и носителей вируса; - об отношении работодателей к больным СПИДом; - о совершении аборта беременными, зараженными СПИДом; - о предоставлении женщине, находящейся замужем за больным СПИДом, права расторгнуть брачный договор; - о том, можно ли считать заболевание СПИДом смертельной болезнью; - о том, влияет ли наличие СПИДа у матери на ее право воспитывать детей; - о том, каковы нормы Шариата по отношению к лицам, преднамеренно распространяющим СПИД; - о компенсации зараженным СПИДом в процессе переливания крови и ее компонентов или в результате пересадки органов; - о проведении медицинского освидетельствования желающих вступить в брак во избежание риска заражения инфекционными заболеваниями и наиболее опасным из них — СПИДом. Вышеприведенные вопросы, связанные со СПИДом, были рассмотрены Советом Исламской академии в ходе 9-й сессии, созванной в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) 01-06 апреля 1995 г., и Совет вынес следующее постановление: 1. Об изоляции больных СПИДом. Имеющиеся в настоящее время медицинские данные подтверждают, что СПИД не передается от человека к человеку при совместном проживании, совместном питании, употреблении напитков, совместном пользовании мебелью, посудой и прочими предметами повседневного обихода. СПИД не распространяется воздушно-капельным путем, в результате прикосновений, не переносится насекомыми, не передается при нахождении в одном бассейне. Передача инфекции происходит, в основном, следующим образом: - при любых видах половых сношений; - при переливании крови или ее составляющих; - при совместном пользовании шприцами (что касается, в первую очередь, наркозависимых больных) и бритвенными лезвиями; - от матери к ребенку в период беременности и во время родов. Исходя из вышеизложенного, если отсутствует угроза заражения, с точки зрения Шариата, изоляция больных СПИДом от их здоровых коллег не является обязательной. Общение с больным СПИДом должно регламентироваться соответствующими медицинскими предписаниями. 2. О преднамеренном распространении СПИДа. Умышленное распространение СПИДа среди здоровых людей — каким бы то ни было путем — запрещено Шариатом и является великим грехом и преступлением. За совершенный грех преступник в земной жизни заслуживает наказания, которое зависит от тяжести преступления и вреда, причиненного отдельным лицам и обществу в целом. Если преступник намеревался инфицировать как можно больше членов общества, его поступок должен расцениваться как преступное действие, направленное на распространение зла на Земле. Такое деяние заслуживает одного из видов наказания, предписанного аятом Корана: «Воистину наказывать тех надо, кто против Бога и Посланника Его с войною выступает и на земле нечестие вершить стремится, — жестоко убивая их, их распиная, четвертуя или изгоняя из страны. Сие — позорная им кара в этом мире, а кара тяжкая их в вечной жизни ждет» (сура «Аль-Маида», 5:33). Если преступник собирался инфицировать конкретного человека и достиг желаемого, но жертва осталась жива, злоумышленник должен понести соответствующее наказание, а в случае смерти жертвы его следует казнить. Если преступник собирался инфицировать конкретного человека, но не добился желаемого, он, тем не менее, должен понести заслуженное наказание. 3. Об аборте женщины, больной СПИДом. В связи с тем, что, как правило, вирус СПИДа проникает в плод лишь после созревания оного, то есть когда он уже обрел душу, или во время родов, аборт запрещен Шариатом. 4. О праве матери, больной СПИДом, ухаживать за своим здоровым ребенком и кормить его грудью. Имеющиеся в настоящее время медицинские данные говорят о том, что при уходе и кормлении грудью не существует реальной опасности передачи вируса СПИДа здоровому ребенку от заразившейся им матери. Здесь вступает в силу положение, касающееся совместного проживания здоровых людей с инфицированным СПИДом. Согласно Шариату, матери, зараженной СПИДом, не запрещается ухаживать за своим ребенком и кормить его грудью, если не имеется других, обоснованных врачами противо-показаний. 5. О праве здорового супруга на развод с супругом, зараженным СПИДом. Здоровый супруг имеет право на развод с супругом, зараженным СПИДом, поскольку синдром приобретенного иммунодефицита является инфекционной болезнью, передаваемой, главным образом, половым путем. 6. О статусе СПИДА как смертельной болезни. Согласно Шариату, СПИД относится к смертельным заболеваниям, так как у больных им имеются все соответствующие симптомы и пораженные им не могут вести обычный образ жизни, а летальный исход неизбежен. Совет рекомендовал: 1. Отложить рассмотрение вопроса о праве на семейную жизнь после заражения СПИДом одного из супругов. 2. Продолжить практику контроля наличия среди паломников больных — переносчиков инфекционных заболеваний, в первую очередь СПИДа, в период хаджжа. Самым скандальным и аморальным поступком в XX в., с позиций религии, стала попытка ученых-медиков создать человека искусственным путем, т. е. клонировать человека. По теме клонирования человека были проведены медико-правоведческие семинары, конференции и симпозиумы. Представители различных религий отрицательно отреагировали на эту попытку. В религиозных кругах эта попытка ученых рассматривается как богохульство, вмешательство в промысел Божий. Вследствие того, что западному миру так и не удалось сделать христианство образом жизни, народы почти всех «христианских» регионов отделили религию от государства, права, экономики и т. д. Самая большая — по степени охвата населения — религия мира, христианство, не оказала существенного влияния на события, связанные с попытками клонирования. Ученые Европы, США и других стран продолжали исследования, направленные на поиски возможности клонирования человека, не принимая во внимание протесты религиозных деятелей и структур. Мир — особенно полуторамиллиардный мусульманский мир — с нетерпением ожидал вердикт по данному вопросу с позиций Ислама и Шариата. Практически все медицинские учреждения и правовые институты мусульманского мира провели подготовительные мероприятия. 14-18 июня в Касабланке (Марокко) был проведен медико-правоведческий семинар на тему «Клонирование человека». Ознакомившись с результатами исследований и проведя дискуссию по этому вопросу с участием мусульманских правоведов и медиков, Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция (ОИК) в ходе 10-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 28 июня — 3 июля 1997 г., сделал следующее заявление: Аллах сотворил человека наилучшим образом и воздал ему наивысшую честь. Всевышний говорит: «Сыновьям Адама мы почтение оказали: им дали средства Мы передвиженья по суше и по морю, их [разными] благами наделили и предпочтенье им отдали пред многими из тех, кого создали» (Сура «Аль-Исра», 17:70). Аллах наделил человека разумом, сделал его дееспособным, поставил его своим наместником на земле, расселил человеческий род повсюду и даровал ему свой Завет в соответствии с природой творения человека. Об этом Всевышний говорит: «Свой лик ты к Вере обрати, будь верным ей ханифом [признающим Единобожие] и обратись к Божественной Природе, согласно коей создал Он людей. Творенью Божьему не может быть замены!. Вот такова прямая Вера! Но большинство людей не ведает [об этом]. (Сура «Ар-Рум», 30:30). Ислам уделяет особое внимание развитию первозданной природы человека, в равной степени заботясь о сохранении его пяти универсальных субстанций: религии, души, разума, потомства, благосостояния. Наука и знания призваны служить сохранению благородства и достоинства человека в соответствии с той великой целью, ради которой Аллах сотворил Своих рабов. В нашу эпоху совершенным новшеством для людей явился феномен клонирования, т. е. воспроизведения генетически абсолютно сходных друг с другом организмов путем их бесполового размножения. Итак, клонирование — это воссоздание одного или более существ при помощи: - переноса ядра клетки из тканей организма в яйцеклетку, из которой изъяли ядро; - деления оплодотворенной яйцеклетки на стадии, когда еще не началось формирование тканей и органов эмбриона. Основываясь на результате проведенных исследований, состоявшихся дискуссий и представленных положениях Шариата, Совет постановил: 1. Запрещается клонирование людей вышеупомянутыми или любыми другими способами, приводящими к воспроизводству людей. 2. Если в нарушение положений Шариата будут успешно осуществлены эксперименты, изложенные в предыдущем пункте, результаты этих действий должны быть представлены для рассмотрения и вынесения соответствующих решений с позиций Шариата. 3. В целях клонирования человека запрещается использование любых человеческих органов, будь то матка, яйцеклетки, сперматозоиды или клетки. 4. Шариатом разрешено использование технологий клонирования и генной инженерии в отношении микробов и других мелких живых существ, растений и животных, при условии соблюдения норм Шариата, обеспечивающих общественные интересы и препятствующих распространению порока. 5. Призвать исламские государства принять необходимые законы и акты, препятствующие местным и зарубежным организациям, научным учреждениям, специалистам и ученым прямо или косвенно использовать территории исламских государств для проведения экспериментов по клонированию человека. 6. Осуществлять совместный контроль со стороны академии исламского правоведения (фикха) и Исламской организации медицинских наук новых исследований в области клонирования. 11-16 октября 1986 г. Совет Исламской академии в ходе своей 3-й сессии, проходившей в Аммане, столице Хашимитского Иорданского Королевства, рассмотрел вопрос о медицине — об аппаратах поддержания жизнедеятельности организма человека — и вынес следующее постановление: Согласно Шариату, человек считается умершим, если налицо два следующих признака: - сердцебиение и дыхание прекратились (остановились), и врачи констатируют невозможность восстановления их самостоятельного (автономного) функционирования без воздействия извне; - вследствие разрушения клеток мозговой ткани прекратилось функционирование коры головного мозга, и врачи констатируют невозможность его восстановления. К умершему применимы положения Шариата, касающиеся смерти, и допускается отключение аппаратов поддержания жизнедеятельности, даже если остается возможность искусственного стимулирования работы одного из органов, например, сердца. Следует отметить, что это постановление Совета Исламской академии правоведения может быть полезным для российских медиков, работающих в мусульманских странах. В странах Запада, США, Японии и других постоянно проводятся различные научно-экспериментальные исследования, которые быстро становятся достоянием мусульманских стран. Использовать же на практике результаты и достижения научных открытий мусульмане могут при согласии на то мусульманских правоведов. Так, например, стало известно, что в некоторых странах Запада создаются хранилища материнского молока. Естественно, возникает вопрос: могут ли мусульмане использовать молоко из подобных хранилищ для вскармливания младенцев? Несмотря на то, что хранилища молока были экспериментальным проектом и в ходе его реализации выявились побочные негативные последствия, Совет Исламской академии правоведения быстро отреагировал. Ознакомившись с результатами поступивших в академию правоведческих и медицинских исследований на тему «Хранилища материнского молока», всесторонне их обсудив, Совет констатировал, что, в соответствии с положениями Ислама, вскармливание младенцев материнским молоком от одной женщины приводит к возникновению между ними родственных связей. Согласно единодушному мнению мусульманского сообщества (уммы) (иджма), браки между такими «молочными» родственниками запрещены, и одним из приоритетов мусульманского права (Шариата) является сохранение чистоты родственных уз. Создание же хранилищ материнского молока от различных женщин с неизбежностью приведет к смешению родственных уз или породит сомнения в их чистоте. Совет Исламской академии правоведения также информировал, что недоношенным новорожденным, младенцам, не набравшим нужного веса, а также детям, нуждающимся в материнском молоке, государства исламского мира обеспечивают условия для естественного вскармливания, и поэтому нет необходимости в хранилищах материнского молока для грудных детей. Исходя из вышеизложенного, Совет Исламской академии правоведения постановил: 1. В исламском мире запрещены хранилища материнского молока. 2. Кормление младенцев молоком из этих хранилищ является запретным с точки зрения Шариата. Как видно из вышеприведенного, Совет Исламской академии правоведения (фикха) рассматривает широкий круг вопросов, касающихся различных аспектов современной медицины, требующих разъяснений с позиций Шариата. |
загрузка...