Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Организация и система судопроизводства в Шариате

Первоначальный Ислам не имел стройной системы судопроизводства. Мухаммад, как глава мусульманской общины, лично решал судебные вопросы и выносил приговоры, иногда поручая это своим сподвижникам. В Коране говорится об обязанности Пророка судить на основе Корана: «Мы ниспослали тебе Писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах» (4:106).

Известный арабский правовед IX в. Йахйа ибн Адам сообщает о случае, когда некий мусульманин убил человека «из народа Священного Писания» — зимми. Пророк сам разбирал это дело, и по его приговору убийца был предан смерти6. Мухаммад выносил приговоры в присутствии конфликтующих сторон. Местом судебного разбирательства часто служила мечеть. Хотя законы Шариата не одобряют обсуждение земных дел в мечети, ибо она — место, где человек общается с Богом, тем не менее, все дела светского характера, наряду с религиозными, освящались Исламом и связывались с ним. Известно, что еще в X в. фатимидский верховный судья — кади алъ-кудат — разбирал судебные дела в мечети Аль-Азхар.

Характерной чертой судебного разбирательства первоначального Ислама являлось отсутствие адвокатов. Кади непосредственно требовал личного присутствия истца и ответчика. Для шариатского суда они именуются одинаково: муддаи (потерпевшие). Лишь по окончании разбирательства дела, после вынесения приговора, осужденный начинал именоваться виновным: таким образом соблюдалась презумпция невиновности. Другая отличительная черта раннего судебного разбирательства — принцип непрерывности судебного процесса и отсутствие письменного делопроизводства. Как правило, кади в течение одного заседания завершал судебное разбирательство и выносил окончательное решение, и это считалось признаком его опытности и умелости.

Дело разрабатывалось устно, публично, без всяких формальностей, и окончательный его исход полностью зависел от кади. В дальнейшем судопроизводство Шариата расширилось, чего потребовало социально-политическое устройство мусульманского государства. Уже в период первых халифов появились судебные органы во главе с кади алъ-кудат. Кади проводил судебное разбирательство с помощью мазакки, который занимался проверкой личностей свидетелей, касима — служителя суда, который знал все правила распределения имущества, нескольких аванов, которые устанавливали порядок в суде, приводили в исполнение его решения, следили за явкой свидетелей, и амина алъ-хукма, ведавшего делами опеки.

Позже появились полицейские органы — шурта. Полицейские действовали в зависимости от конкретных условий, в согласии с шариатским судом, а также и самостоятельно. Известный арабский историк Ибн Халдун сообщал, что «вопросы, связанные с обеспечением безопасности людей, разбирала исключительно шурта (полиция) без вмешательства кади»7.

В Османской империи кади сохранялись в качестве ведущих судей на местах. Они подчинялись шейх-улъ-Исламу — главе всех шариатских судов, который назначался султаном. Весь шариатский судебный аппарат, возглавляемый шейх-улъ-Исламом, имел в своем непосредственном ведении ряд ведомств: по вынесению приговоров, по ведению делопроизводства, по оформлению судебных документов и т. д.8

В период упадка Османской империи, с усилением влияния западных держав и притоком иностранного капитала, под нажимом европейских государств в отдельных мусульманских странах создавались коммерческие светские суды с участием как мусульманских, так и христианских купцов (подданных мусульманских и западных стран). Эти смешанные суды руководствовались преимущественно нормами западного (французского) гражданского права. Поскольку представители мусульманских купцов еще слабо знали основы западных правовых норм, в исходе судебного дела в пользу мусульманина гарантии быть не могло.



6Йахйа ибнАдам. Китаб аль-Харадж. Лейден, 1896, 55-56.
7Цит. по: Садагдар. Указ. соч., 135
8Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система
Турции в период танзимата. — Баку, 1967, 178.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

И. В. Рак.
Египетская мифология

Владимир Миронов.
Древние цивилизации
e-mail: historylib@yandex.ru