Правила аннулирования торговых сделок
Торговые сделки аннулируются при наличии перечисленных ниже 11 условий:
1. Хияр алъ-маджлис — право расторжения торговой сделки сторонами, пока они не покинули место, где сделка заключалась, т. е. разрешается аннулирование сделки, пока стороны не разошлись. 2. Хияр алъ-габн — в торговой сделке обнаружен обман (габн). 3. Хияр аш-шарт — в торговой сделке имеется условие (шарт), что обе стороны (или одна) имеют право расторгнуть договор. 4. Хияр ат-тадлис — при сделке допущена фальсификация (например, продавец или покупатель отдают свои товары по завышенной цене с целью повысить их привлекательность). 5. Хияр ат-тахаллуф аш-шарт — при заключении торгового договора продавец или покупатель поставили какое-либо условие, без выполнения которого сделка аннулируется. 6. Хияр алъ-айб — право расторжения торговой сделки вследствие обнаружения недостатков (айб) или недоброкачественности товара. 7. Хияр аш-ширкат — право расторжения торгового договора с торговой компанией. Аннулирование торговой сделки в случае, если обнаружено, что часть проданного товара принадлежит другому лицу, не согласному со сделкой, — тогда покупатель имеет право расторгнуть договор или же получить деньги за товар. 8. Хияр ар-руятп — договор по лицезрению. Здесь речь идет о следующем виде аннулирования торговой сделки. При заключении договора продавец описывает товар, который покупатель не видит сам; позже обнаруживается, что описание не соответствует действительности. В таком случае клиент имеет право расторгнуть торговую сделку или потребовать замены купленного товара. 9. Хияр am-maaxup — отсрочка вручения товара. Если покупатель заключил сделку с продавцом, по которой обязался взять у него товар за наличные деньги, но не представил их в течение трех дней, продавец имеет право расторгнуть сделку, поскольку покупатель не ставил условия об отсрочке платы за товар. В случае, если имеют дело со скоропортящимися продуктами, сделка может быть расторгнута и к концу первого дня. 10. Хияр алъ-хайван — расторжение торговой сделки по истечении трех дней, если вместо определенного животного продано или передано взамен другое животное. 11. Хияр ат-таазур ат-таслим — право расторжения торговой сделки вследствие невозможности вручения товара покупателю (например, если проданная лошадь сбежала). Шариат не допускает произвольного аннулирования торговой сделки — для этого должно быть основание. Причиной расторжения договора могут служить явные и скрытые дефекты товара: например, если клиент обнаружит, что купленный им чай высшего сорта смешан с чаем низшего сорта, но если покупатель, заметив явный дефект товара, сразу не потребует расторжения сделки, потом он не имеет права поднимать вопрос о расторжении договора. Клиент может и не расторгать сделки, а потребовать за дефект товара определенную сумму. В четырех случаях покупатель не имеет права поднимать вопрос о расторжении торгового договора вследствие некачественности купленного товара: - если при покупке клиент знал о дефекте товара; - если покупатель заведомо согласился купить товар с дефектом; - если при покупке товара покупатель заявил, что в случае обнаружения дефекта не будет предъявлять иск и требовать сумму за дефектность; - если при продаже товара покупатель был поставлен в известность о данном дефекте. Если он обнаружит другие дефекты товара, о которых не сообщил продавец, покупатель имеет право расторгнуть сделку или потребовать сумму за дефектность84. В трех случаях покупатель не имеет права или не может расторгнуть сделку, но имеет право требовать сумму за дефектность товара: - если товар был использован после покупки; - если клиент после заключения торгового соглашения аннулировал право возврата товара продавцу; - если дефект товара был обнаружен после истечения срока торговой сделки. Если кто-либо передал свой товар другому с тем, чтобы тот продал его по определенной цене, он может предупредить последнего, что в случае продажи товара по цене, выше указанной, тот может взять себе излишек, — это правило Шариата дает возможность обойти закон, по которому никто не имеет права присваивать каких-либо излишков от совершения торговых операций и все деньги должны принадлежать первому владельцу товара. Шариат сам подсказывает обход запрета, ибо предполагается, что никто не согласится даром продавать вещи, принадлежащие другому. Узаконение Шариатом такой практики способствовало возникновению в больших восточных городах особых групп людей — перекупщиков. В основном это относится к торговле сельскохозяйственными товарами. Во всех больших и малых мусульманских городах имеются частные лавки, торгующие сельскохозяйственными продуктами, владельцы которых являются постоянными покупателями для окрестных производителей сельскохозяйственной продукции (т. е. перекупщиками). По правилам Шариата, мясник не имеет права продавать мясо самки, смешанное с мясом самца, что связано с обычаями и традициями в отношении приготовления мясных блюд, согласно которым предпочтение отдается мясу самца. Нарушивший это правило совершает большой грех, и покупатель имеет право возвратить купленное мясо или потребовать заменить его. В торговой системе Ислама преобладают индивидуальные и семейные торговые учреждения. Местные торговцы, которые мало занимаются ввозом и вывозом товаров из-за границы, как правило, объединяются на основе родственных связей, поэтому на мусульманском Востоке прослойка торговцев состоит в основном из родственников, а профессия торговцев носит наследственный характер. Это не означает, тем не менее, что на мусульманском Востоке отсутствуют торговые компании: такие компании существуют и называются ширкатами. Для образования ширката компаньоны смешивают свои однородные товары так, что разделить их уже не представляется возможным. При создании такой компании объединяющиеся стороны читают уже упомянутую формулу юридического акта о торговой сделке — сига. Ни один из компаньонов не имеет права ставить условием присвоение себе большей прибыли, нежели остальным компаньонам, или перекладывать убытки на другого. Но Шариат не запрещает на основе обоюдного согласия освобождать одного или двух компаньонов от ведения торговых дел или передавать кому-либо большие, чем остальным, доходы, так что не все компаньоны обязаны заниматься куплей-продажей, и доходы делятся по договоренности: такая установка Шариата создает благоприятные возможности для более богатых и влиятельных компаньонов, которые используют свои капиталы для поддержания относительно менее богатых компаньонов. Без согласия сторон ни один из компаньонов не имеет права покупать или продавать товары в кредит. За самостоятельное действие убыток несет тот, кто взялся за это дело. Если один из компаньонов умрет или станет умалишенным, до решения вопроса о выходе его из компании никто не имеет права распоряжаться общим товаром и доходом. В законах Шариата торговля рассматривается как один из основных источников дохода государства, поэтому всегда торговля всячески поощрялась верховными властями мусульманских государств. И не случайно еще на заре Ислама, когда была создана первая мусульманская община в Медине, вопросам торговли Мухаммад уделял особое внимание. Сам Мухаммад считал торговое дело священным и выгодным, поскольку он еще в молодости занимался им, поступив на службу, а затем и женившись на богатой купчихе — вдове Хадидже. Богатство и поддержка Хадиджы, а также выгодная торговля послужили поддержкой в начале пророческой миссии Мухаммада. Скрупулезная и детальная разработка правил торгово-финансовых операций в Шариате свидетельствует о большом хозяйственно-экономическом значении торговли для мусульманского общества. Торговое ремесло на мусульманском Востоке прошло длительный путь развития, разрывая рамки феодально-патриархальных и племенных разграничений. Финансирование деятельности торговой компании - ширката. в Исламе свидетельствует, что уже в период установления законов Шариата существовал сравнительно высокий уровень развития купеческого капитала. 84Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2142 |
загрузка...