Меры наказания за безнравственные и греховные поступки
Утверждение и оформление раннефеодальных отношений в наибольшей степени отражено в Шариате в уголовном праве.
Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются Шариатом как нарушения «границ Аллаха» (худуд Аллах) (65:1). В Коране же указано, что есть «устав Божий, который нельзя нарушать» (65:1) и под которым подразумеваются запреты на самые разнообразные формы нарушения социально-правовых и семейно-бытовых отношений. Все наказания за уголовные и другие преступления, определенные Шариатом, сводятся к четырем основным видам: 1. Возмездие однородным действием (кисас): за убийство — убийством, за оскорбление — оскорблением, за ранение — ранением (причем Шариат допускает осуществление возмездия самим пострадавшим, его родственниками или полагается на возмездие от Аллаха). 2. Плата или штраф за пролитую кровь (диа), которые определяются как за убийство, так и за нанесение ран или увечье. 3. Наказание, определяемое законом на основании прецедента. 4. Наказание, определяемое шариатским судьей по его усмотрению55. Остановимся более подробно на рассмотрении закона о диа (формы и методы уплаты за пролитую кровь) согласно джа'фаритскому мазхабу. В этом законе вырисовываются характерные черты и специфика мусульманского восточного наказания, тогда как два последних вида наказаний во многом схожи с общеизвестными формами и нормами уголовных законодательств. Что же касается Корана, то в нем имеются сведения только о двух видах наказания — о кисас и диа. И до Ислама кровная месть была одним из древних обычаев доисламских арабов и других народов, однако в Исламе кровная месть существенно ограничивается местью лично виновному. В доисламский же период широкое распространение кровной мести среди арабских племен подчас приводило к истреблению сотен людей и даже целых племен за убийство одного человека. Борясь с языческими обычаями, Коран отдает предпочтение замене кровной мести уплатой за пролитую кровь (диа). По исламскому законодательству, если кто-то убьет человека предумышленно и несправедливо, родственники или опекуны убитого все же могут простить убийство или потребовать за него с преступника цену крови — диа. Если же убийство непреднамеренное, то близкие родственники убитого вообще не имеют права на убийство преступника, но могут только получить плату за кровь. В джа'фаритском мазхабе установлены шесть видов платы за кровь: 1. Сто верблюдов шестилетнего возраста. 2. 200 быков. 3. 1000 баранов. 4. Хуллэ (ткань хуллэ в раннем Средневековье изготавливалась в Йемене, каждая хуллэ содержит два отреза). 5. 1000 мискалей золота. 6. 1000 дирхемов (серебряных монет). Здесь, как и во всех раннефеодальных законах, натуральная плата соотносится не только со специфическими товарами и продуктами, но и с их ценностным региональным значением. Диа — цена за пролитую кровь — на начальном этапе Ислама выплачивалась за убийство. Затем она стала выплачиваться также за повреждение отдельных частей тела. В связи с этим Шариат установил следующие виды платы диа (на основе диа за убийство): 1. Полное диа — за полное ослепление, связанное с повреждением обоих глаз или век обоих глаз; за уничтожение одного глаза, соответственно, полагается штраф, равный половине диа. 2. За отрезанные уши или ухо, в результате чего человек теряет слух, с преступника взимается плата в размере половины диа за убийство; за срезанную мочку уха — плата 1/3 диа. 3. За отрезанный нос (весь или частично) или язык плата взимается в размере половины диа. 4. За выбитые зубы с преступника взимается от 1 /40 до 1 /20 части диа. 5. За одну или две руки уплачивается половина диа. 6. За каждый отрезанный палец — 1/10 диа. 7. За сломанную спину (так, что вылечить ее невозможно) преступник выплачивает полное диа. 8. То же самые за обе отрезанные груди женщин. За одну отрезанную грудь — половину диа. 9. Если отрезана ступня ноги или пальцы, то плата I читается за каждый отрезанный палец — по 1/10 диa. 10. За кастрацию мужчины преступник выплачивает полное диа. 11. Полное диа выплачивается и за удар, в результате которого пострадавший потерял рассудок. 12. То же самое за увечье, следствием которого является потеря обоняния или мужской силы.56 За непреднамеренное убийство полагается одно диа и освобождение одного раба. Если же преступник не в состоянии освободить раба, он должен два месяца поститься, а если невозможно и это, — прокормить 60 бедняков. Причем при непреднамеренном убийстве это обязательно, даже если преступника простят. Если у беременной женщины по чьей-то вине начались преждевременные роды, виновник платит штраф: от 20 до 80 мискалей золота, если выкидыш (зародыш разной степени развития), то 100 .мискалей — если выкидыш приобрел человеческий образ. Если же выкидыш — уже ребенок, который дышит, то за мальчика полагается штраф 1000 мискалей золота, а за девочку — 500. Если беременная женщина сделала что-то сама, в результате чего получился выкидыш, то сама она и платит диа варису (наследнику ребенка — отцу или деду). Если же кто-то убьет беременную женщину, он платит диа в двойном размере — за женщину и за ребенка. За кожу, содранную с головы мужчины, полагается штраф — один верблюд, если же вместе с кожей содрано и немного мяса — три верблюда, и четыре верблюда, — если мышцы повреждены более основательно. Если же кожа с мышцами содрана так, что видны кости, штраф увеличивается до 10 верблюдов, если сломаны кости и осколки их отошли друг от друга — до 15 верблюдов, а если рана при этом так глубока, что достигла мозговой ткани, — до 33 верблюдов. При определении меры наказания учитываются и психологические моменты. Так, за пощечину или удар по лицу, если следствием этого будет красное пятно, полагается штраф в размере одного мискаля золота, если же синяк — 3 мискаля. Но за те же синяки и пятна и за удары той же силы в места, которые не видны окружающим (например, прикрытые одеждой), штраф платится вполовину меньше, потому что получить синяки, которые никто не видит, менее оскорбительно. Несколько позже мусульманское право установило штраф диа и за убийство и повреждения, наносимые домашним животным. Так, если кто-то ранит животное или возьмет от него кусок мяса, он должен заплатить хозяину штраф, равный полной стоимости этого животного. Если кто-то убьет охотничью собаку, он платит хозяину 21 мискаль обычной серебряной монетой. За простую домашнюю или чабанскую собаку полагается уплатить 10,5 мискаля серебра. За убийство собаки, охраняющей посевные земли, полагается штраф в размере около 30 кг пшеницы или ее стоимости. Если же ущерб кому-либо нанесен животным, то этот ущерб должен быть возмещен его хозяином. Мусульманское право допускает при воспитании и обучении детей применять умеренное телесное наказание. Воспитателю или учителю разрешается бить детей до тех пор, пока они не станут воспитанными. Но Шариат требует при этом не доводить дело до диа, т. е. до раны или увечья, но если все-таки без диа уже не обойтись, данный штраф принадлежит ребенку. Мы потому так подробно остановились на мусульманской шкале штрафов за различного рода покушения на тело человека и его жизнь, что она отражает прежде всего отношение к личности и ее ценности, несмотря на то, что отдельные фрагменты этих законов относятся к другим ценностным ориентациям. Более тысячи лет судопроизводство в мусульманских странах велось на основе исламских юридических концепций. При этом в шариатских судах рассматривались судебные дела как религиозного, так и светского характера. Причем все преступления мусульманское право рассматривало как нарушение Божьих законов и толковало как греховные, а судебные решения о наказании за преступление выносились от имени Аллаха. К числу самых тяжких преступлений относился отказ от религии или религиозных обрядов, за что мусульманин мог подвергнуться самому жестокому наказанию или даже поплатиться жизнью. Все религиозные установления и мораль национальных языческих, а также ранних форм мировых религий обращают особое внимание на регулирование семейно-бытовых и, в первую очередь, половых отношений. Эта их сторона — отражение не только того обстоятельства, что родственно-семейная ячейка выступала в то время ведущей экономической единицей общественного уклада, но и того, что она регулировала важнейшую сторону самого своего существования — воспроизводство человеческого рода. В скрупулезной регламентации половых отношений нашли свое отражение многочисленные стороны социальной, духовной и обыденной жизни человека этого периода истории. Обратимся к одному из самых греховных с точки зрения Шариата преступлений — к прелюбодеянию. За совершение прелюбодеяния со своими близкими родственницами, например, с матерью, сестрой и т. п. (махрама), мусульманину полагается казнь. Богословы (например, джа'фаритский богослов аятолла Буруджерди) утверждают, что такая мера наказания за прелюбодеяние проистекает из изречений Мухаммада и связана с сущностью исламских законов57. Если неженатый мусульманин впервые совершил прелюбодеяние, он наказывается 100 ударами хлыста. При троекратном повторении этого поступка он всякий раз получает свои 100 ударов, но в четвертый раз его ждет казнь. Если прелюбодеяние совершает мусульманин, достигший совершеннолетия, у которого есть полноценная здоровая жена, то за это его забивают камнями до смерти. Муж, увидевший, как кто-либо прелюбодействовал с его женой, имеет право убить обоих преступников, но если он не убьет за это жену, то она после прелюбодеяния не становится для него запретной (харам). Карался Шариатом и гомосексуализм. В отличие от христианского монашества, у мусульманских мистиков — суфиев и дервишей — отсутствует категорическое безбрачие, поскольку именно безбрачие может привести к прелюбодеянию и гомосексуализму. Мусульманский богослов аль-Васити говорил, что «когда Аллах хочет навлечь презрение на раба Своего, то толкает его к этому смраду и к этой падали»58, подразумевая под этим гомосексуализм. Если мужчина и женщина способствовали сопершению прелюбодеяния или какого-либо другого преступления, то их, как посредников, наказывают 75 ударами хлыста. Если это мужчина, то ему еще и бреют голову и обритого водят по улицам и по базару, а затем изгоняют из квартала, где он жил. Если становится известно, что кто-либо готовится совершить прелюбодеяние и его уже невозможно удержать от этого поступка, то, согласно Шариату, допустима казнь такого человека. Если кто-либо убил невинного по подстрекательству или по приказу Другого, убийцу необходимо казнить, а подстрекателя заключить в тюрьму на всю жизнь. Интересным моментом защиты семейных отношений является аспект права, связанный с убийством сыном отца или матери или наоборот. Убийца отца подлежит казни. Если же отец убивает сына, то он платит диа и по усмотрению судьи наказывается хлыстом. Но кому в таком случае уплачивается диа, Шариат не объясняет подробно, видимо, потому, что такие случаи крайне редки в отличие от случаев убийств, совершаемых детьми с целью получения родительского наследства. Если отец совершил убийство сына, будучи в здравом уме, то Шариат считает, что он фактически наказал себя самим фактом убийства. Так что в данном случае моральные принципы Шариата, как видим, связаны с хозяйственно-экономической жизнью мусульманского Востока. Частная собственность и вытекающие из ее принципов моральные нормы ставили детей и других наследников в материальном, духовном и правовом отношении в зависимость от родителей, которые держали в своих руках все имущество. И это нередко приводило к тому, что наследники решали отобрать это имущество насильственным путем, вплоть до физического уничтожения своих чрезмерно скупых родителей. Осуждение Шариатом акта замышления детьми убийства родителей соотносится с доисламскими обычаями, традициями и моральными нормами народов Ближнего и Среднего Востока. Если кто-то оскорбил совершеннолетнего порядочного мусульманина или мусульманку, назвав его (ее) прелюбодеем, незаконнорожденным (валад аз-зина), то он наказывается 80 ударами хлыста без снятия одежды (обычно при наказании хлыстом преступника раздевают до пояса). Если совершеннолетний мусульманин, будучи в здравом уме, никем к этому не принуждаемый, выпьет алкогольного напитка, его ждет такое же наказание, а при повторении выпивки (после четвертого преступления) Шариат требует его казнить. 55Шахаби Махмуд. Адвар фикх. Тегеран, 1961. Т.2, 241-247. 56Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2809 57Буружерди. Указ. соч., вопр. 2795. 58Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1993, 235. |
загрузка...