Запреты в мусульманском посте
Мусульманский пост является самым строгим из исламских обрядов. Это признают и основатели Ислама, и известные богословы. Аль-Газали, крупнейший богослов-философ XI в., говорил, что пост имеет целью дать возможность мусульманам проверить свою силу воли и терпение перед Всевышним и является средством для «обуздания страстей»44.
Пророк сравнивал пост с закятом. Он говорил: «Ас-саум — закят алъ-джасад» («пост является закятом тела»). От постящихся требуют отказа от всего, что могло бы нарушить пост. Чтобы верующие не нарушили предписаний поста, Шариат установил ряд запретов и порицаний. В период поста запрещается капать лекарство в глаза и сурьмить брови, потому что запах лекарства или сурьмы может дойти до ноздрей и горла и принести удовольствие постящемуся. Все, что ослабляет тело — донорство, посещение бани, вдыхание запахов табака, цветов, нахождение в воде, применение душистых веществ, удаление зубов — и все другое, что может привести к появлению крови («нечистоты») во рту (чистка зубов влажной палочкой), порицается. Целовать жену и заниматься любым делом, которое может привести к возбуждению тела, также порицается. Шариат разрешает во время поста принимать лекарства, если здоровью угрожает опасность, но если можно потерпеть, рекомендуется отказаться и от принятия лекарства. Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан обязательно. Трудность этого обряда логически обоснована в самом Шариате тем, что пост является одним из наказаний за нарушение мусульманских законов и видом искупления. Например, если мусульманин совершил какой-либо проступок, не заплатил закят, обманул в торговых делах и т. д., в виде наказания ему назначают наряду с другими видами искупления также дополнительный пост. Соблюдать дополнительный пост в дни праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам запрещено. Женщине запрещается соблюдать дополнительный пост, если это ущемляет права мужа и мешает его делам, для проведения поста она должна получить согласие мужа. Дети также не имеют права соблюдать дополнительные посты без разрешения родителей. Бывает так, что очень слабые пожилые люди, не слушая совета врача, принимают решение поститься и подвергают свое здоровье опасности, причем одной из причин соблюдения поста слабыми пожилыми людьми является боязнь негативного общественного мнения. По Шариату, больные и немощные люди освобождаются от поста. Для соблюдения дополнительных постов Шариат установил особый график: исключается дополнительный пост в месяце рамадан, в «запретные» и «порицаемые» дни, во время праздников и т. д. Пост одобряется в следующие дни: первый и последний четверг месяца; в первую среду после истечения первых 10 дней месяца, 13, 14 и 15-го числа; в любые дни в месяцы раджаб и шаабан; дни с 4-го по 9-й месяца шавваль; 25 и 29-го числа месяца зуль-ка-да; 1-9-го числа месяца зуль-хиджжа; в день арафа-та (9-й день месяца зуль-хиджжа; когда паломники пребывают у горы Арафат в Мекке) в день мубахил (день проклинания идолов); 1, 3 и 7-й дни месяца мухаррам; день выступления Мухаммада со своей миссией (27-го раджаба). Это неполный график дней для дополнительных постов, предлагаемый Шариатом правоверным для покаяния и проявления силы своей веры перед Богом. Учитывается, что строгость и тяжелое бремя поста могут привести к его нарушению. Для этого в Шариате определены формы и методы искупления грехов за нарушение предписаний поста. В нем говорится, что если кто-либо нарушил пост в месяце рамадан (хотя бы один день сознательно не постился), он обязан искупить свою вину. Если же нарушивший пост не в состоянии искупить свою вину указанными для этого средствами, Шариат предлагает обратиться для отпущения грехов к Богу, произнеся на арабском языке формулу «астагфируллах» (буквально: «Боже, прости»). Как уже говорилось, один из видов искупления за нарушение поста в месяце рамадан — это соблюдение дополнительного поста в течение двух месяцев. Разрешается дополнительно поститься 31 день подряд, а оставшиеся 29 дней можно поститься в любое другое время в течение года. Шариат строго запрещает интимные отношения между мужем и женой по время поста. Нарушившие запрет должны дать искупление, правила которого Шариат излагает весьма подробно. К числу дополнительных постов относится и обязательный пост када, который совершается в случае, когда верующий не постился в месяце рамадан и дал обет соблюдать пост в другое время. Такой обет не может быть нарушен. В случае, если человек, давший обет, умирает, его наследники (старший сын) должны поститься за него. Хотя Шариат и разрешает не соблюдать пост некоторым категориям людей (больным, женщинам, имеющим менструацию, и т. д.), по выздоровлении они должны выполнить предписания поста. Шариат порицает соблюдение дополнительных постов в дни отдыха, установленные для последователей трех религий: в пятницу (день мусульман), воскресенье (день христиан) и субботу (день иудеев). 44Массэ А. Указ соч., 117. |
загрузка...