Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Предписания Шариата, относящиеся к прекращению брака

Любой исследователь, изучающий положения Шариата о семейно-брачных отношениях, приходит к выводу, что развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких-либо формальностей. Поразительно то, что Ислам, так ревниво борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака. И парадокс в том, что, несмотря на такую легкость юридического механизма развода, у мусульман очень редки разводы. Здесь действуют строгие исламские моральные принципы. Разводиться с женой, оставлять семью, детей без веских причин осуждается Шариатом. Мужчина, практикующий частую женитьбу и развод, теряет престиж и уважение в мусульманском обществе.

В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и ей. Единственные условия, которые Шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, — он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. Кроме того, во время развода женщина должна быть очищена от менструации и муж не должен иметь с ней близости. Муж должен дать развод жене в период ее менструации при соблюдении следующих условий: если он вообще не имел с ней половых сношений или известно, что она беременна, а также в ситуации, если муж находится в другом месте и не знает, очищена ли она от месячных. Если муж имел близкие отношения с женой после прекращения ее менструации, при разводе он обязан ждать второго периода менструации.

Расторжение брака осуществляется, подобно брачному договору, посредством прочтения формулы на арабском языке. Если при заключении брачного договора невеста первой читает формулу, то при разводе первым ее произносит муж. Формула мусульманского развода на арабском языке звучит так: «Завджати Фатимату талик.» («Жена моя Фатима свободна»). Развод может оформить и адвокат мужа. Поскольку желание мужа получить развод, согласно Шариату, не может быть отклонено, жене остается лишь принять развод. Как правило, она имеет право протестовать, только если причиной развода служит обвинение в измене. В таком случае от мужа требуются показания свидетелей, подтверждающих виновность жены. Если муж не сможет доказать виновность жены, он сам получает наказание за клевету на мусульманку.

Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж, и период, когда она не может выйти замуж, называется идда. В джа'фаритском мазхабе устанавлены следующие правила: сразу после развода может выйти замуж женщина, которой не исполнилось 9 лет, и вдова старше 50 лет, так как считается, что женщины и в том и в другом возрасте не могут иметь детей и потому им не требуется ожидать истечения послеразводного срока. Идда продолжается, в зависимости от мазхаба, от трех менструальных циклов до 4 месяцев и 10 дней (в случае беременности — до разрешения от бремени). Имеет право не ожидать срока идда и может выйти замуж вторично тут же, после развода с первым мужем, женщина, которая, получая развод, не имела близких отношений с мужем. Одна из целей идды — выяснить, не беременна ли женщина, овдовевшая или получившая развод. Другая цель — облегчение восстановления семьи в случае опрометчивого развода. Разрешение от бремени также считается окончанием срока идды. Например, если муж дал развод жене, и она буквально через час родила, считается, что истек ее срок идда.

Шариат всесторонне регулирует все сферы жизни мусульман. Даже такой сугубо личный вопрос, как поведение женщины, потерявшей мужа, регламентируется его правилами. Небеременная женщина, у которой умер муж, обязана по Шариату соблюдать траурный срок в течение 4 месяцев и 10 дней, и лишь после этого она может выйти замуж вторично. Если же после смерти мужа она осталась беременной, то траурный срок продолжается вплоть до рождения ребенка. В период траура женщине-вдове запрещается надевать яркие платья, сурьмить брови, украшать себя и квартиру. Даже малейшая ошибка, нарушающая правила соблюдения траура по мужу, считается недопустимой. Так, если женщина после истечения траурного срока вышла замуж за другого и вдруг выяснилось, что первый муж умер позже, чем предполагалось, она должна развестись со вторым мужем и ждать полного истечения траурного срока.

По Шариату практикуется два основных вида развода:

- полный развод (талак баин);

- развод с возможностью возврата к прежним семейным отношениям (талакраджи).

При разводе талак баин муж может вернуть себе жену лишь после того, как после срока идда она заключит полноценный брак с другим мужчиной, разведется с ним и затем снова проведет срок идда. Таким образом, талак баин является окончательным разводом. В джа'фаритском мазхабе указаны следующие варианты талак баин:

- развод получает жена, не достигшая девятилетнего возраста;

- вдова (яиса) старше 50-60 лет;

- муж не имел близких отношений с женщиной, с которой заключил брачный договор;

- третий талак (т. е. после двух талаков раджи третий автоматически является талак баин). Вдова-сайида (ведущая свое происхождение от рода Пророка Мухаммада) старше 60 лет или обыкновенная мусульманка, достигшая 50-летнего возраста, получив развод, теряет право возвращения к мужу, и муж не может возвратить ее к себе путем заключения нового брачного договора. Женщина, вышедшая замуж и по каким-либо причинам не имевшая близких отношений с мужем, получив развод, также теряет право возвращения к мужу. Самым легким на вид и самым тяжелым по последствиям обычно бывает так называемый трехкратный талак. Стоит мужу в гневе повторить трижды «ты мне не жена», как супруги, по мнению некоторых мусульманских ученых, тотчас становятся запретными друг для друга. Если жена пожелает восстановить прежнюю семью, она должна выйти замуж за другого, развестись, и лишь после этого возвратиться к прежнему мужу. Причем и в этом случае Ислам не признает фиктивного брака. Как правило, муж сам находит подставного мужа для своей жены. Поэтому часто в проповедях мусульман предупреждают не относится легкомысленно к слову «талак».

Раджи в буквальном смысле не является окончательным разводом. Термин «раджи» означает «возвращающийся». И развод этот значит, что муж, дав жене развод, может раскаятся и изъявить желание возвратиться к ней или вернуть ее к себе. Муж при таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью. Как правило, во время идды при развода раджи жена не покидает дом мужа. Шариат рекомендует мужу при возвращении к жене во всеуслышание не признаваться в своей ошибке, по лишь намеками дать понять жене, что он возвращается к ней. Потому-то Шариат требует, чтобы муж не выдворял жену из дома, если он дал ей развод раджи. Если муж решил возвратиться к жене после первого или второго развода раджи, то для этого никаких свидетелей не требуется.

Хулу является таким разводом, при котором жена должна материально компенсировать мужу развод, вознаградить его за предоставленную ей свободу. Жена предлагает мужу свой махр или другую свою собственность в качестве дара за право получить от него развод. При этом ни жена, ни муж не углубляются в причины, вынудившие жену сделать такой шаг. Если муж согласен на такой компромиссный развод, Шариат считает его законным.

Развод путем отречения (мубарат) до некоторой степени схож с разводом хулу, но между ними есть и различие. В обоих случаях при разводе муж получает от жены компенсацию (материальную) за согласие на развод. Различие же состоит в том, что если при разводе хулу инициатива развода принадлежит жене, а муж не согласен и соглашается лишь с условием получения от жены материальной компенсации, то при разводе мубарат оба они согласны на развод, но муж первым ставит условия и требует материального

вознаграждения, тогда как в разводе хулу жена сама предлагает это вознаграждение. Развод мубарат характеризует мужа как человека низкого, бессовестного, выклянчивающего у жены ее приданое.

При разводе мубарат муж не имеет права требовать от жены вознаграждения, превышающего стоимость ее махра, тогда как при разводе хулу Шариат допускает такое превышение, поскольку развод требует жена и она же определяет сумму вознаграждения. И хулу, и мубарат оформляются одинаково, с указанием вида развода, суммы и вида вознаграждения.

Правила развода разработаны в Шариате до мельчайших деталей. Так, в нем предусмотрено, что жене умалишенного может дать развод отец или дед по отцу мужа. Если мужчина добился развода какой-то женщины с ее мужем путем обмана и затем женился на ней, развод этот считается верным с точки зрения юридических норм Шариата, но по этическим нормам Ислама является тяжким грехом. Здесь Шариат действует в соответствии с высказываниями древних: «То, что можно оправдать с юридической точки зрения, не всегда может быть оправдано с точки зрения моральных норм и нравственности». И поскольку все аморальные поступки не зафиксируешь в законодательстве, Шариат во многих случаях отделывается просто проклятием нарушителей моральных принципов. Так и в приведенном случае: он посылает проклятие и на мужа-соблазнителя, и на женщину, согласившуюся на грех.

Если посторонние мужчина и женщина по ошибке имели близкие отношения, принимая друг друга за мужа и жену, женщина не должна подходить к своему настоящему мужу, пока не пройдет срок идда, из опасения возможной беременности от этой ошибочной встречи. Если у женщины потерялся муж и она желает выйти замуж за другого мужчину, она не может самостоятельно решать этот вопрос и должна обратиться за советом к духовному лицу.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

Эммануэль Анати.
Палестина до древних евреев

В. М. Запорожец.
Сельджуки

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Уильям Куликан.
Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
e-mail: historylib@yandex.ru