Керамика
Известнейший археолог-американист Майкл Ко считает, что именно гончары Наска создали лучшую полихромную декорированную керамику Нового Света. Изготовление этих глиняных сосудов было доведено до совершенства. Мастера использовали при росписи по шесть-семь цветов. В качестве фона использовались красный, черный, терракотовый, кремовый и белый оттенки. Да и сами росписи предпочитали выполнять в красно-бело-черной гамме, добавляя оранжевый, серый, фиолетовый и другие элементы. Краски наносились до обжига. Роспись часто сочеталась со скульптурными приемами.
Чаше всего встречаются разнообразные миски, нередко с круглым или коническим дном. Сосуды изготовлялись в основном глубокие, с прямыми или даже чуть сужающимися стенками и широко расходящимся венчиком. Встречается много кубков и ваз с цилиндрической нижней частью. Есть и фигурные сосуды с двумя горлышками, соединенными ручкой. Сам сосуд иногда выполнялся в виде человеческой головы. На последнем этапе Наска появляются кувшины, также в виде человеческой головы или фигуры. Илл. 93. Полихромные изделия насканских гончаров поражают тонкостью работы и богатством фантазии. Обычный сосуд превращается в настоящее произведение искусства Среди сюжетов для росписи гончары Наска отдавали предпочтение изображениям человека, животных, фантастических существ, птиц, рыб, змей и растений. Любили также покрывать сосуды геометрическим орнаментом. Древние художники обычно изображали представителей животного мира и растения вполне реалистично, но при этом использовали особый стилистический прием – геометризированные линии. Чаще всего в росписях можно встретить кошачьих и лис. Встречаются и зверьки с острой мордочкой, длинным хвостом и когтистыми лапками – нечто вроде носухи или опоссума из семейства енотовых. Птицы изображались самые разнообразные – и сухопутные (особенно любили попугаев), и морские. К человеческим изображениям древние насканцы относились особенно трепетно. Одним из самых распространенных сюжетов были человеческие головы. Некоторые исследователи считают, что речь идет о так называемых «головах-трофеях». Точнее было бы говорить о «мертвой голове», поскольку мы видим закрытые глаза и тянущуюся ото лба веревку. Это напоминает ольмекские изображения лиц и голов прапредков, а также веревки-пуповины, которые должны были передавать идею о реинкарнации души. Здесь же следует упомянуть и сцены с летящим ягуаром (который преобразуется в пернатого змея), несущим в руках отрезанную голову и нож. Подобные сюжеты явно восходят к Чавину и вновь возвращают нас к непонятной культурно-религиозной связи с ранними мексиканскими культурами. В позднем периоде встречаются и целые сцены из жизни людей Наска: ловля рыбы, ритуальные танцы и т. д. |
загрузка...