Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Ершова.   Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка

Этапы культуры Чинчорро

   Археологи выделяют три основных этапа культуры Чинчорро:

   7000–5000 гг. до н. э. – ранний архаический период

   5000–3500 гг. до н. э. – средний архаический период

   3500–1700 гг. до н. э. – поздний архаический период

   Первые сохранившиеся следы оседлого населения чилийского побережья относятся еще к VIII тысячелетию до н. э. Мы бы назвали эти следы обыкновенной помойкой, а в археологии для подобных куч из кухонных отбросов существуют различные названия, определяющие их содержимое. К наиболее изящным относится название кьекинмеддинги, или «кухонные кучи». На побережьях речь идет обычно о «раковинных кучах». Именно такие завалы из раковин съедобных моллюсков и рыбьих костей и были обнаружены в больших количествах вдоль всего побережья и даже к востоку от Арики, уже почти в горах. А это было важным свидетельством постоянных контактов прибрежного населения с материковыми соседями.

   На пустынном чилийском побережье сохранились самые древние для Нового Света свидетельства существования индейской общины с достаточно сложной для своего уровня социальной организацией. В раннем архаическом периоде, в VI тысячелетии до н. э., здесь строились круговые поселения, ориентированные по сторонам света. Одно из таких поселений, получившее от археологов название Ача, состояло из 11 полукруглых жилищ, выложенных в основании камнем. Сохранились следы от опорных столбов, поддерживавших крышу жилищ. Посередине каждого дома размещался очаг для приготовления пищи – об этом можно судить по результатам химических анализов углей и золы. Жители этих древних поселений изготовляли крючки из раковин, каменные грузила, гарпуны из дерева, шлифовальные камни, сети и сумки из растительных волокон, скребки, ступки для измельчения стручков рожкового дерева.

   Рядом с очагом в одном из домов и было обнаружено самое древнее погребение жителя Чинчорро. Местный климат – жара пустыни и пропитанный морской солью воздух – способствовал тому, что тело похороненного под полом жилища мужчины мумифицировалось естественным образом. Можно предположить, что это был не единственный в те времена случай – среди погребенных в более поздние периоды встречается немало «самостоятельно» засохших тел. Несколько отступая от темы, замечу, что в Египте просто зарытые в песок тела бедняков в условиях сухого жаркого климата без проблем превращались естественным путем в мумии, тогда как сложно препарированные тела правителей зачастую уступали им в сохранности. Но именно это природное явление и навело, по-видимому, и древних египтян, и перуанских рыболовов на мысль о намеренной консервации тел своих умерших соплеменников. Однако первая искусственная мумия, относящаяся к культуре Чинчорро, датируется методом радиоуглеродного анализа только 5050 годом до н. э. Это был младенец из Долины креветок. Его возраст не превышал нескольких месяцев. Возможно, что изготавливать мумии начали раньше – но мы судим только по имеющимся археологическим свидетельствам.

   Погребения этого периода встречаются достаточно редко и всегда на побережье – несколько естественным образом засохших тел, наподобие упоминавшегося мужского захоронения рядом с домашним очагом.

   В среднем архаическом периоде количество жителей древних поселков резко возрастает, увеличивается плотность населения. На пустынном побережье возникают все новые поселения. При этом общинники часть времени живут в прибрежных поселках, а часть – в долинах, образуемых горными реками, что свидетельствует о сезонном хозяйстве. Тогда же возникают первые могильники, которые встречаются исключительно на побережье. В целом погребальный обряд заметно усложняется: появляются первые искусственные мумии, покрытые черной краской.

   В позднем архаическом периоде хозяйственная деятельность древних чилийцев становилась все разнообразнее и сложнее. Основным кормильцем продолжало оставаться море, и потому эти прибрежные рыболовы, охотники и собиратели вели оседлый или полуоседлый образ жизни, не удалясь на значительные расстояния от основного поселения.





   Илл. 57. В Чинчорро мумифицировали не только взрослых, но и детей. Почти четверть всех найденных мумий принадлежала младенцам догодовалого возраста.



   Многочисленные могильники этого периода располагались не только на побережье, но и вдали от него. Техника мумифицирования значительно упростилась: сначала появляются так называемые «красные» мумии, а затем покойников и вовсе лишь наскоро обмазывают глиной, как бы имитируя мумифицирование.

   Последние мумии жители Чинчорро изготовили во II тысячелетии до н. э., передав эстафету другой не менее любопытной перуанской культуре – Паракас.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. А. Зубачевский.
Исторические и теоретические основы геополитики

Анна Сардарян.
100 великих историй любви

Игорь Мусский.
100 великих актеров

Адольф фон Эрнстхаузен.
Война на Кавказе. Перелом. Мемуары командира артиллерийского дивизиона горных егерей. 1942–1943

Алексей Шишов.
100 великих казаков
e-mail: historylib@yandex.ru
X