Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Белова.   Египтяне в Нубии

2. Административно-территориальное деление Нубии

Правители самостоятельного царства в Куше объединили разрозненные нубийские земли. Однако власть их была непрочной, и с падением кушитского господства Нубия вновь распалась на ряд самостоятельных земель. Они создавали коалиции, которые, в свою очередь, тоже распадались и образовывали другие. Названия земель, известных нам с эпохи Среднего царства, почти не встречаются,3) в то же время появилось много новых, о чем свидетельствует перечень южных стран, высеченный по приказу Тутмеса III на пилонах Карнакского храма (Urk. IV, 796-800). Часто в надписях упоминалась земля Теххет,4) которая, как полагал Т. Севе-Сёдерберг, находилась в районе Дебейры и Серры восточной (Säve-Söderbergh, 1960, с. 26). Данные, полученные в ходе раскопок 1961 г., проводившихся в Дебейре, позволили охарактеризовать ее как важный административный центр того времени (Säve-Soderbergh, 1962, с. 98; см. также Sherif, 1960, с. 53-61).

На юге Нубии находилась, очевидно, земля Ирем (см. также Drenkhahn, 1967, с. 20). Нелокализованными остаются земли Карай (Urk. IV, 50), Итер (Urk. IV, 947 = Davies, 1942, ил. V), Миу (Urk. IV, 796; Davies, 1942, ил. V), Гурсес (Urk. IV, 796) и др.

Египтяне восстановили деление Нубии на две области: южную — Куш и северную — Вават.5) Самой южной собственно египетской территорией считался ном Та-Сети.6)

Такое деление страны сохранялось, и в более позднее время. Так, в храме Рамсеса II в Абидосе порядок перечисления областей (sp3t), строго выдержанный с юга на север, был следующим: Хенетхеннефер, Куш, Та-Сети, Абу (Элефантина), Небит (Ком-Омбо), Хену (Силсила).

Южная граница области Куш проходила, очевидно, у Кермы. Более южные территории египтяне называли Хенетхеннефер; согласно Г. Гёдике, так обозначался не входивший в территориальное деление Нубии, но в какой-то степени уже находившийся под контролем египтян район (Goedicke, 1965, с.111).

Центром области Вават была Аниба: здесь находилась "сокровищница владыки обеих земель в Та-Сети" (Steindorff, 1935, 2, с. 249, № 37), кроме того, ряд чиновников, надписи которых были найдены в Анибе, называли себя служащими не только этого города, но и всего Вавата (например, sš... n W3w3t) (Steindorff, 1935, 2, с. 248, № 1, 15). [73]

Существует предположение, что центром Куша, по крайней мере в период XX династии, была Амара западная (Trigger, 1976, с. 111; Fairman, 1948, с. 11). В те времена город располагался на острове (Fairman, 1948, с. 11; Fairman, 1939, с. 144). Неподалеку добывали золото. Вероятно, первоначально город назывался mnw Pr Mn-(m3ct-Rc) (Fairman, 1948, с. 9), если это так, то он был основан Сети I. В правление Рамсеса II город получил уже другое название: Pr-ms-sw-mrj-Imn. Рамсес III (?) переименовал его в Hmn-W3st (Fairman, 1939, с. 142).

Вават и Куш подразделялись, как и в эпоху Среднего царства, на более мелкие районы с центрами в крепостях Баку, Миам, Бухен и т.д.

Эти районы со временем стали, по существу, египетскими номами, о чем свидетельствует сохранившийся на скалах Вади-Аллаки титул "писец нома" (sš sp3t) (Пиотровский, 1964а, с. 246, № 15). От крепости к крепости вела дорога, отрезки ее получили, возможно, название той области, по которой они проходили. В надписях Мерипета, современника Рамсеса II, встречаются выражения: "[Путь] [Хора, владыки Миама]" Žaba, 1974, с. 134, № 98; Weigall, 1907, с. 77; Žaba, 1974, с. 189, № 194) и "Путь Гора, владыки Бухена" (Weigall, 1907, с. 139).

А. Эрман полагал, что "Путь Хора" — это название крепости (Erman, 1907, с. 72; см. также Gardiner, 1920, с. 103: Žaba, 1974, с. 192, варианты толкования термина см. Žaba, 1974, с. 191-192). В 80-е годы восточнее Суэцкого канала были обследованы два высохших водных русла, одно из которых было сопоставлено с Pelusiac, руслом Нила, другое, искусственно созданный канал, — с "Путями (водами) Хора" (Sneh, Weissbrod, Perath, 1975, с. 546). Тогда "Путем Хора, владыки Миама" могла называться и часть Нила, протекавшего по району с центром в Анибе, а "Путем Хора, владыки Бухена" — с центром в Бухене. Следовательно, "Пути Хора" — это название всего Нила. Для окончательного решения вопроса нужны дополнительные сведения.

По мере укрепления власти египтян в Нубии крепости теряли свое военное значение, превращаясь в административные и торговые центры. Соответственно другим стал и характер сооружений, возводимых на территории Вавата и Куша.

В этот период стали строить укрепленные города либо непосредственно около крепостей (например, около Анибы) (Steindorff, 1935, 2, с. 9-12, ил. 16), либо отдельно от них (Сесеби) (Blackman, 1937, ил. XIII). Хотя такие города обладали довольно массивными крепостными стенами, все же система их укреплений была значительно слабее.7)

Примерно со времени правления Тутмеса III стало интенсивно развиваться храмовое строительство.8) Храмы имели достаточно мощные стены, однако в прочности они уступали храмам Древнего и Среднего царств. Надписи отразили изменение характера строительства в Нубии: названия некоторых [74] крепостей стали писаться с детерминативом O 49 (по Гардинеру) вместо обычного № 25 (Smith, 1976, с. 89). Крупными административными центрами в это время были:

1. Аниба. Отсюда до нас дошел ряд надписей "царских сыновей Куша" (Steindorff, 1935, 2, с. 252). В крепости обнаружены следы сокровищницы (Steindorff, 1935, 2, 14-16).

2. Бухен. Здесь найдены многочисленные надписи "царских сыновей Куша", расчищено кладбище с могилами сановников .

3. Семна. Сохранились надписи "царского сына Куша" Тури, жившего в начале XVIII династии (Randall-MacIver, Woolley, 1911, I, с. 88).

4. Фарас. На надписях в гробнице Хеви среди прочих служащих Нубии явное предпочтение отдано чиновникам Фараса (Davies, Gardiner, 1926, ил. XIV, XV).

Крепости стали резиденциями наместников Нубии.


3) А. Вейгалл предполагал, что название "Иам" времени Среднего царства — это "Миам" Нового царства (Weigall, 1907, с. 13).

4) Топоним "Теххет" встречается в форме  на статуе писца Аменемхета (Randall-MacIver, Woolley, 1911, с.110), в форме  на стеле Аменемхета (Säve-Söderbergh, 1963, ил. 5) и в захоронении Дхутихетепа в Дебейре (о раскопках захоронения см. Thabit, 1957, с. 81-86), в форме  на стеле, найденной Ф. Гриффисом в Серре (где она была установлена первоначально, неизвестно (Griffith, 1921, ил. XXIX, 4)). Поскольку знак О в нескольких надписях не заполнен, Р. Мосс считала, что его можно читать как nt или nwt, таким образом, связывая топоним с сохранившимся на одной надписи из Анибы географическим названием Tḥnwt (Moss, 1950, с. 42; Porter, Moss, 1951, с. 128). Однако Т. Севе-Сёдерберг при тщательной проверке написания знака О в названных случаях ясно увидел тот же иероглиф, что и при написании слова "вещь" (ḫ t) (Säve-Söderbergh, 1963, с. 26).

5) Топоним Та-Сети отныне применялся и в общем смысле как название для всей территории Нижней Нубии, став синонимом Вавата.

6) Как считалось раньше, часто встречающимся в надписях термином Ḫnt-ḥn-nfr (Urk. IV, 5) — "находящаяся впереди (страны) прекрасная защита" (см. Кацнельсон, 1960, с. 113) обозначалась Верхняя Нубия (Steindorff, 1932б, с. 361; Wb. III, 306). Однако Х. Гёдике после тщательного исследования надписей пришел к выводу, что топоним обозначал пограничный район в области последнего египетского укрепления (Goedicke, 1965, с. III). Таким образом, содержание этого термина изменялось по мере продвижения египтян на юг. Поэтому для локализации района Хенетхеннефер в тот или иной промежуток времени прежде всего следует знать, где находилась тогда египетская южная граница. Но не все согласились с этим предположением. По мнению О. Эль-Нура, так называли нубийскую часть долины Нила (Эль-Нур, 1977б, с. 64-66).

7) Б. Триггер (Trigger, 1965, с. 43) отмечал, что укрепленный город отличается от фортификационных цитаделей первоначальной целью строительства: фортификационные цитадели призваны скорее защищать свои позиции, чем живущих в них людей, поэтому в них гарнизон составлял большую часть жителей.

8) Тутмес III начал сооружение храма в Амаде (Barguet, 1967, с. 1); Тутмес III и Хатшепсут возвели храм в Бухене (Bellens, 1962, с. 150); под вопросом строительство Тутмесом III храма в Фарасе (Michalowcki, 1962, с. 224). Аменхетеп III соорудил храм в Солебе (Giorgini, 1958, с. 97). Самое большое количество храмов в Северной Нубии построил Рамсес II, он почитался в них наравне с богами (о формах почитания см. Säve-Söderbergh, 1945, с. 28).

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

Владимир Миронов.
Древние цивилизации

Мариан Белицкий.
Шумеры. Забытый мир
e-mail: historylib@yandex.ru