Слабые стороны Ордена
Падение тамплиеров, вызвавшее изумление и смятение современников, теперь, по прошествии веков, можно попробовать объяснить, исходя из целого ряда факторов, предшествовавших последнему решительному шагу Филиппа Красивого. Ситуация на Востоке в перерывах между крестовыми походами Во-первых, следует отметить, что реальной военной силы на Востоке в промежутках между крестовыми походами, которую хотя и дополняли своим присутствием другие рыцарские ордена, объективно не хватало для осуществления мечты Гуго де Пейнса. Организация была превосходной: рыцарям помогал и «братья-сержанты», которые носили коричневые или черные плащи, имели своих лошадей и оружие; они могли рассчитывать на подчинявшиеся им и хорошо подготовленные местные силы (туркополи – наемные войска: лучники, легкая кавалерия из местных уроженцев), кроме того, после Второго крестового похода были введены должности, непосредственно подчинявшиеся Магистру (маршал, сенешаль и знаменосец), сделай структуру Ордена более четкой. Каждый гарнизон, насчитывавший шестьдесят рыцарей и сержантов, располагал отрядом численностью полтысячи воинов. Однако отдаленность отдельных опорных пунктов, протяженность контролируемой территории, а также низкая эффективность управления, устаревшая организация, частые распри между христианскими государствами и враждебность местного населения стали основными причинами, предопределившими поражение наиболее боеспособного и дисциплинированного военного корпуса. На Западе Во-вторых, несмотря на первостепенную роль, которую тамплиеры играли в экономике Европы, им не удалось остаться в стороне от сложных политических событий, происходивших на Западе и оказавших сильное влияние на изменение идеологии крестовых походов. Даже если каждый отдельный рыцарь продолжал чувствовать себя «солдатом Христа», он не мог избежать таких ситуаций, когда рыцарство использовалось для защиты светских интересов, как, например, защиты интересов германского императора или Венецианской республики. Печать Фридриха II. Историки считают, что воинственная приверженность тамплиеров папской партии в ходе ее затяжного и сложного конфликта с этим монархом привели к тому, что их стали считать закоренелыми противниками светской власти и, следовательно, опасными для нее людьми. «Настроения» христиан после падения Акры и возвращения тамплиеров в Европу Они тратят деньги, предназначенные для освобождения Гроба Господня, чтобы красиво выглядеть в свете; они обманывают народ и оскорбляют Бога своим бесполезным хвастовством… поскольку позволили неверным туркам удерживать в своих руках Иерусалим и Акру, поскольку бегут с поля боя быстрее, чем королевский сокол, и грех, на мои взгляд, не освободиться от них раз и навсегда. Ростан Беренгарий де Марсель Отношения с духовенством В-третьих, тамплиеры, несмотря на постоянную поддержку папы, никогда не могли рассчитывать на поддержку всего остального духовенства. Независимость тамплиеров от епископов очень часто толкала их на нарушение запретов (приостановка в знак наказания отправления всех церковных служб в определенном городе или районе), вновь открывая церкви, совершая церковные Таинства и собирая десятину (налог, первоначально равный одной десятой части любого дохода, предписанный еще Ветхим Заветом и предназначенный для содержания служителей культа) и подаяния. С другой стороны, тамплиеры были освобождены от уплаты десятины, что являлось еще одним поводом для недовольства белого духовенства, для которого десятины были основным источником дохода. Груз военных поражений Наконец, военные поражения, которые они потерпели, несмотря на отличную организацию и многочисленные проявления храбрости, вступали в противоречие с распространенным среди христиан убеждением, что Бог постоянно вмешивается в земные дела и защищает «своих» благоверных. Если тамплиеры потерпели поражение как «солдаты Христа», значит, нравственно они были недостойны возложенной на них миссии и запятнали себя тяжкими прегрешениями. Более того, лишившись этой, первоначально возложенной на них функции, тамплиеры продолжали пользоваться на Западе огромными богатствами и теперь уже ничем не обоснованными привилегиями. И, кроме того, после ухода из Святой земли из-за их слабости «неверные» – сарацины, евреи и турки – могли глумиться над христианством. |