Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк.   Осада и оборона крепостей. Двадцать два столетия осадного вооружения

Глава 4. Расходы защитников

   Дитовикс и его воины мужественно выполнили свои обязанности; племена Вал д'Авона считали их своими спасителями, и, когда несчастные осажденные вернулись к своим разоренным домам, они с радостью поделились с вновь прибывшими тем немногим, что оставалось у них.

   Во вражеском лагере было найдено продовольствие и награбленное добро, а на трупах убитых – немного золота и оружие; и все это было поделено поровну. Но приближалась зима, сено, которое перед этим собрали, разошлось, скот пал, или его поели, амбары с зерном были уничтожены. Средства к существованию обычно добывали у купцов, а тут еще и союзников надо кормить. В долине, такой процветавшей лишь месяц назад, воцарилась нищета. Ее спасители настаивали на выполнении обещаний и спрашивали, где же те богатства и изобилие, которые были им обещаны.

   Размещенные на постой в Оппидуме с воинами Сигильда, приверженцы Дитовикса приняли высокомерный и властный вид из-за значимости услуги, которую они оказали обитателям Вал д'Авона и важность которой они беспрерывно возвеличивали. Постоянно вспыхивали споры, и понадобилось все влияние, которое Сигильд приобрел среди своего народа, чтобы смягчить раздражение и недовольство людей.

   Дитовикс воздерживался от вмешательства в эти споры. «Когда просили о помощи, – говорил он Сигильду, – моим людям были обещаны всевозможные богатства; как я могу их уговорить, если теперь их оставили умирать от нищеты?»

   На помощь жителям Вал д'Авона Дитовикс привел тысячу воинов, и, несмотря на потери, понесенные в бою, через месяц после победы над вражеской армией оказалось, что число этих наемников неисчислимо выросло.

   И тут вмешались друиды; они разъяснили Дитовиксу, что, хотя он и его воины спасли семьи долины от полного уничтожения, люди здесь обнищали и что, если местные жители умрут от голода, та же судьба постигнет и его людей, потому не осталось ничего, что было бы можно дать им в награду, и что в общих интересах необходимо прийти к некоторому взаимопониманию.

   Тогда Дитовикс повел себя по-другому. «Я готов забрать своих воинов, – заявил он, – но не могу. Они откажутся пойти за мной и предадутся всякого рода излишествам. Я вряд ли смогу помешать им перейти от ропота к насилию. Мне пришлось много пообещать им, чтобы склонить к походу, и они должны быть удовлетворены. Война была их постоянным занятием – в основном в странах за горами. Они не приспособлены ни для земледелия, ни для скотоводства. Что вы предлагаете?» – «А что вы просите?» – спросили в ответ друиды. «Я созову тех, кто ими верховодит, и объясню состояние дел; и дам вам знать, что они хотят».

   Дитовикс и Сигильд посоветовались, потому что оба видели необходимость обеспечения одинаковых привилегий для воинов долины и наемников, если хочется избежать столкновения. Два вождя призвали к себе нескольких крупных торговцев, которые часто заезжали в долину, чтобы уговорить их доставить сюда товары в обмен на определенные гарантии, причем очень выгодного свойства.

   Тем самым вопрос решился между Сигильдом и Дитовиксом, они созвали своих сторонников и без труда довели до их сведения условия, на которые те согласились сами.

   Эти условия были таковы. Оппидум отдавался под охрану воинов долины и сторонников Дитовикса, исключая всех остальных. Число их насчитывало почти три тысячи. Жители долины обязывались трудиться на них каждый четвертый день, чтобы помочь в выполнении работ, необходимых для обороны и строительства жилищ воинов. Четвертая часть урожая и скота должна будет отдаваться каждой семьей долины на содержание трех тысяч своих защитников. Поскольку Сигильд и Дитовикс взяли на себя обязательство удовлетворять потребности народа на период нищеты, все товары полагалось размещать под выступом у моста; и жителям полагалось получать и обменивать их на этом месте, и под страхом суровейших наказаний иметь дело напрямую с торговцами местным жителям запрещалось.

   Как бы ни были суровы эти подати, повинности и правила, их пришлось принять. Дитовикс, нагруженный дорогими подарками, покинул Оппидум, оставив здесь своих сторонников, которые приняли Сигильда за своего Бренна. Мост быстро восстановили, и по обе его стороны выросли дома и склады для купцов и их товаров. Командиры воинов взимали за каждый обмен пошлину, они контролировали рынок и все сделки на нем.

   Невзирая на гнет наложенных на них повинностей, скорее в результате всего этого жители Вал д'Авона обеспечивали себе большую прибыль со своей земли, чем прежде, да и поголовье скота у них выросло. Торговля их стала более обширной, а население увеличилось. Многие торговцы останавливались на постой в городе, построенном по обе стороны от моста.

   Посему через тридцать лет после этой осады, которую мы только что описали, долина стала процветающим местом, хотя население и страдало от господства военной касты и считало четверть своего пропитания и труда слишком большой толикой, чтобы отдавать ее людям, жившим, как считали мирные люди, в безделье и чьи командиры демонстрировали нарочитую роскошь. Правда, частенько эти воины предпринимали какие-то походы, из которых в долину возвращались не все; но те, кто вернулся домой целым и невредимым, не забывали о том, чтобы потребовать старые долги, а потом проводили дни в чревоугодии и пьянстве и были еще более надоедливы, чем прежде.

   Они нанимали новобранцев из числа молодежи долины и даже среди иностранцев, ибо для них было важно, чтобы ряды их не сокращались.

   Постепенно воспоминания о событиях, которые привели к нынешнему состоянию вещей, улетучились из памяти населения. Дети сторонников Сигильда и Дитовикса рассматривали привилегии, дарованные их предкам, как права, данные от рождения; в то же время землепашцы, и пастухи, и ремесленники, жившие в долине, привыкли к повиновению и окончательно смирились с убеждением, что пришли в этот мир служить и материально содержать людей, населявших Оппидум.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Владимир Сядро.
50 знаменитых загадок истории Украины

Ричард С. Данн.
Эпоха религиозных войн. 1559—1689

Борис Соколов.
100 великих войн

Дмитрий Самин.
100 великих вокалистов

Валерий Гуляев.
Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
e-mail: historylib@yandex.ru