Боевые пояса
Портупейные пояса с узким пластинчатым металлическим покрытием неизвестны ни у савроматов, ни на Кавказе, ни в странах Переднего Востока, ни во Фракии и Греции. Можно уверенно утверждать, что они составляли традиционную принадлежность вооружения скифа-воина и возникли на территории Северного Причерноморья. Вероятно, права А. И. Мелюкова, которая связывает их происхождение с панцирями.122) Б. Н. Граков даже называет доспех, в состав которого входили пояс и панцирь, одним понятием «пояс-панцирь».123) Широкий пояс, защищавший живот, - один из древнейших видов оборонительного вооружения. Б. Б. Пиотровский отмечает, что пояса, изготовленные из тонкой бронзовой пластины, нашитой на кожаную [148] или войлочную основу, были на Древнем Востоке обязательной принадлежностью снаряжения воинов-лучников и заменяли им щит. Кроме основной своей функции пояс выполнял известную культовую роль. По слонам Б. Б. Пиотровского, «опоясывание, заключение себя в круг, было магическим средством защиты от злых сил, что хорошо иллюстрируется этнографическими примерами».124) Подобную же мысль высказал и Р. Гиршман.125) Ритуальное значение богато орнаментированных бронзовых поясов из многих могильников Армении и Закавказья (Лчашен, Степанован, Ахтала, Карабах и др.) подчеркивает С. А. Есаян3. Пояса этого типа часто изображаются на ассирийских и хеттских рельефах. Широкие бронзовые, иногда богато орнаментированные поясные доспехи были широко распространены в Луристане126) и Урарту.127) Они являются характерным предметом кобанской культуры.128) Широкий золотой пояс входил в состав замечательного комплекса из погребения «скифского князя» в Зивие.129) Подобные изделия проникали и на территорию Скифии: широкий орнаментированный пояс кавказского типа обнаружен у с. Подгорцы на Киевщине. Пояса типа щучинского сближает с закавказскими и ближневосточными общее функциональное назначение - защита живота воина. Основное же отличие заключается в том, что щучинский доспех наборный, а не сделан из одной полосы металла. Поэтому вряд ли можно рассматривать передневосточные и закавказские пояса в качестве его прототипа. Пояса типа щучинского были более удобны, чем сплошные металлические. Набор их из мелких пластин, удачный принцип соединения частей между собой и основой почти не ограничивали подвижность воина. В Микенской Греции были значительно распространены пояса-повязки, служившие дополнением короткого панциря. Иногда они покрывались металлическими пластинами. Такие пояса часто упоминаются в «Илиаде».130) Как видно из описания боя Ифидамаса с Агамемноном, они не входили в состав собственно панциря, а были лишь его дополнением.131) По своему функциональному назначению пояс из Щучинки близок названным повязкам. Однако скифские защитные пояса были значительно совершеннее древнегреческих. Судя по щучинской находке, они защищали не только живот, но также бока и спину; их устройство имело большое сходство с устройством скифских панцирей. Поэтому не представляется [149] возможным связывать происхождение широких поясов щучинского типа и с повязками, упомянутыми в «Илиаде». Помимо всего прочего, между ними существует значительный хронологический разрыв. В самом античном мире пояса-повязки в послегомеровское время не применялись. Р. Гиршман, описывая широкий пояс из Зивие, отметил, что в скифских могилах на территории Южной России были найдены только узкие пояса. Из этого он сделал ошибочный вывод о нетипичности широких поясов для скифского мира. Скорее всего, широкие защитные пояса щучинского типа, как и узкие портупейные, возникают в скифское время на территории Северного Причерноморья. Вероятно, не случайно со скифами связывал широкие пояса Ерасистрат.132) 122) А. И. Мелюкова. Вооружение скифов, стр. 75. 123) Б. Н. Граков. Каменское городище..., стр. 110; его же. Скифские погребения на Никопольском курганном поле, стр. 36. 124) Б. Б. Пиотровский. Искусство Урарту. Л., 1962, стр. 73. 125) R. Ghirshman. Указ. соч., стр. 112. 126) R. Ghirshman. Указ. соч., стр. 112. 127) Б. Б. Пиотровский. Искусство Урарту, стр. 73-74. 128) Е. И. Крупнов. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960, стр. 175. 129) R. Ghirshman. Указ. соч., стр. 112. 130) Илиада, V, 539, 617, 657; XVI, 519, 579; XX, 414-415. 131) Илиада, XI, 234-238. 132) ВДИ, 1948, № 2, стр. 219. |