Деревянные щиты
Сейчас известны только две находки, которые можно считать остатками деревянных щитов. Это материалы, обнаруженные в кургане у с. Ладыжичи севернее Киева и в одном из курганов могильника у с. Кут. Описание находки у Ладыжичей сделано очень нечетко. Указывается только, что в кургане, раскопанном в 1886 г., был найден «деревянный щит», но очень «перегнивший, когда его стали приподнимать, он распался на части».6) Таким образом, нельзя сказать ничего определенного ни о форме щита, ни о деталях его устройства. Другой деревянный щит был обнаружен в кургане № 24 могильника у с. Кут. Он лежал слева от костяка, частично перекрывая левую часть груди и руки. Доспех овальной формы, слегка расширяющийся в верхней части. На наружной его стороне сохранились остатки красной краски.7) Очевидно, деревянные щиты иногда обшивались толстой плотной кожей. В книге Клавдия Элиана «О животных» рассказывается о животном таранде: «Водится он в Скифии, хребтом и величиной похож на быка. Скифы обтягивают его шкурой свои щиты и считают ее надежной защитой от копий».8) Несомненно, права А. И. Мелюкова, предполагающая, что большие деревянные обтянутые кожей щиты держат в руках воины воронежского и кульобского сосудов. Очевидно, из того же материала сделан меньший, почти овальный щит пешего воина на серебряной пластине горита из Солохи.9) Возможно, подобное же устройство имел продолговатый с закругленными углами щит пешего воина солохского гребня. Поперек него проходит рельефная грань, вероятно, для придания щиту дополнительной жесткости (рис. 21). Не исключено, что такой же овальный щит держит в руках пеший варвар с ритона, происходящего из Керчи, Анапы или Новороссийска.10) Все названные доспехи окаймлены по краю рельефным валиком. Вероятно, в Скифии бытовали и щиты, сплетенные из лозы, палочек или коры, подобные применявшимся на огромной территории Евразии от Алтая11) до Венгрии.12) Очень часто говорит о плетеных щитах Ксенофонт.13) По его словам, иногда они покрывались «воловьей косматой кожей».14) [100] На территории СССР такие доспехи с кожаным покрытием известны на Алтае. Плетеные щиты до нас не дошли. Представление об их внешнем виде дают только изображения на предметах торевтики. Вероятно, плетеный из ивы или тростника щит держит в руках спешенный воин солохского гребня (рис. 21, 23). Щиты, имеющие подобную форму, довольно часто встречаются на изображениях батальных сцен вазовой живописи. Очень часто ими вооружены амазонки, с которыми их связывает античная традиция. С такими доспехами обычно изображали амазонок на аттических вазах еще с начала V в. до н. э.15) П. К. Степанов писал, что щит спешенного воина солохского гребня состоял из «тростника, переложенного кожей и вделанного в металлическую раму».16) Последнее не находит подтверждения в данных, полученных при раскопках. Если отсутствие в погребениях органических материалов, из которых сделан щит, и можно объяснять их недолговечностью, то металлическая рама его могла и должна была сохраниться. Окантовка, принятая П. К. Степановым за раму-оковку, скорее всего, является кожей, которой был обшит щит по краю. Одинаковы по форме и, возможно, по устройству со щитом солохского гребня щиты, изображенные на калафе из Большой Близницы. Ту же форму, но иное устройство имеет щит с Ксенофантового лекифа. Поверхность его покрыта косой насечкой. Вполне вероятно, что она имитирует чешуи. 6) В. Б. Антонович. Археологическая карта Киевской губ. М., 1895, стр. 21-22. 7) Д. Т. Березовець. Розкопки курганного могильника епохи бронзи та скiфського часу в с. Кут. - АП, т. IX. К., I960, стр. 71-72. 8) ВДИ, 1948, № 2, стр. 223. 9) А. И. Мелюкова. Вооружение скифов, стр. 78. 10) Е. Придик. Два серебряных ритона из коллекции Императорского Эрмитажа.- ЗООИД, т. XXX, стр. 175, табл. IV, 3. 11) С. И. Руденко. Указ. соч., стр. 243. 12) A. Mozsolics. Указ. соч., стр. 53-54. 13) Ксенофонт. Анабазис, II, 2, 6; VI, 1, 9; {Так в книге — «;» на конце строки. Не знаю, подразумевается ли продолжение или это просто опечатка вместо точки. HF} 14) ВДИ, 1949, № 2, стр. 338-339. 15) А. А. Передольская. Вазы Ксенофанта. - Труды Отдела истории искусства и культуры античного мира, т. I. Л., 1945, стр. 63. 16) П. К. Степанов. История русской одежды, стр. 13. |