Список книг по данной тематике

Реклама

Эллен Макнамара.   Этруски. Быт, религия, культура

Керамика

Мы уже упоминали несколько типов греческой керамики, которая была предметом торговли и служила источником вдохновения для этрусских мастеров прикладного искусства, нередко копировавших формы греческих изделий. Изучение керамики является одной из фундаментальных дисциплин археологии: в отличие от других материалов гончарные изделия хотя и хрупки, но нетленны, поэтому их чаще всего находят при археологических раскопках. Более того, стремительное изменение художественных стилей, формы и техники работы превращают керамику в важное мерило хронологии, в то же время она служит источником эстетического познания.

Для разных целей этруски использовали различные типы сосудов, поэтому лучше всего будет начать со знакомства с ними и рассказа об их использовании (рис. 22). Маленькие арибаллы и алабастроны с их узкими горлышками использовались для хранения парфюмерии и туалетных масел. Скифосы, килики, канфаросы и ритоны, а также некоторые другие сосуды служили чашами для питья. Ойнохоя, самая обычная форма кувшина, часто использовалась для подачи вина и делалась в разных формах с круглыми или треугольными носиками. Гидрия – сосуд для воды с высокой ручкой и двумя ручками для переноски на корпусе кувшина. Амфора – это общий термин, обозначающий сосуды для хранения и перевозки чего-либо, кроме того, амфоры служили графинами для вина. Кратер использовался для смешивания воды и вина во время трапезы и, хотя он изготавливался в разных формах, всегда имел широкую горловину. В пифосе хранили жидкости, зерно и прочую пищу. Наконец, фиала служила для совершения возлияний.

Формы всех этих сосудов менялись на протяжении столетий, равно как и техника их изготовления и художественные стили. На страницах этой книги в основном будет рассматриваться керамика высокого стиля, но следует помнить, что в ходу были и сосуды более грубой работы и что гончарные изделия использовались для множества различных целей: как мотовила, грузы, ящики, блюда, чаши для омовения, подставки, ступы, жаровни, скамеечки для ног, а также как крышки для колодцев.



Рис. 22. Формы сосудов и их названия, масштаб и хронология не соблюдены.


Виллановианцы делали свои гончарные изделия из материала, часто называемого импасто, – этот не совсем корректный термин использовался для описания италийских сосудов из глины с примесью, часто обжигаемой до коричневого или черного цвета. В течение VIII века до н. э., однако, виллановианцы начали копировать импортируемую греческую геометрическую керамику, имитируя светлую основу и используя для украшения сосудов красную или коричневую краску, а орнаменты заимствуя у греков. Затем появились и новые формы, среди которых были копии греческих кубков, ойнохои и кратеры; все формы сосудов ассоциировались с сосудами для винопития. В некоторых гончарных изделиях чувствуется эвбейское влияние, – вероятно, около 700 года до н. э. в Этрурии работали греческие гончары, прибывшие из поселений на Искье или из Кум. В это время начала импортироваться коринфская керамика, постепенно местные гончарные изделия испытали на себе влияние ориентализирующих мотивов протокоринфского стиля.

Примером смешения местных форм с чужеземными может служить причудливый сосуд из Нарче, что на территории фалисков (близ современной Калькаты) (рис. 23). В основе формы – виллановианская урна, а роспись представляет собой «финикийскую» пальметту, случайно нарисованную перевернутой, а также изображение животных. Животные, а также птицы, мифические чудовища и человеческие фигуры появляются и на сосудах импасто. Утонченный тип этого местного сосуда продолжали изготавливать и в VII веке до н. э., копируя традиционные виллановианские формы или греческие (рис. 24,а, два сосуда справа).



Рис. 23. Раскрашенная урна из Нарче. Музей Пенсильванского университета, Филадельфия.


Примерно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие изделия буккеро. Это название было дано характерному глянцевому черному изделию – основной специализации этрусков. Ранняя керамика буккеро была тонкостенной и часто украшалась насечками – линиями и точками в традиции описанного выше импасто, но с включением ориентализирующих мотивов и иногда с нацарапанным алфавитом (рис. 24,б, три сосуда слева).

Формы этого типа гончарных изделий весьма различны. В этот период ремесленники Этрурии искали источники вдохновения в самых различных предметах. Гончары не были исключением, они следовали не только традициям местной и импортируемой керамики, но и копировали изделия из кости и металла. Также использовалось декорирование сосудов с помощью штампа, позволявшего получать повторяющийся орнамент. Излюбленным мотивом была процессия животных или людей, этот стиль также встречается в грубой керамике пифосов и жаровнях того периода (рис. 25,а). Во второй половине VI века до н. э. стал пользоваться популярностью тип керамики буккеро. Этот стиль имел много общего с современными изделиями из бронзы, но нередко был перегружен украшениями и исчез уже к V веку до н. э. (рис. 25,б).



Рис. 24. а – амфора импасто в виллановианской традиции и скифос; б – тонкостенные чаши буккеро и ойнохоя.



Рис. 25. а – кувшин буккеро с лепным и штампованным декорированием; б – тяжелая ойнохоя.


Мы уже упоминали, что гончары Этрурии заимствовали внешний облик у импортируемой коринфской керамики. Они копировали и сам материал. Ранние копии более похожи на оригинал, с течением времени мастера перестали добиваться полного сходства, изделия стали менее проработанными. Формы, как правило, имитировали коринфские модели с фигурами животных и мифологическими сценами, окрашенными в черный цвет с вкраплениями белого и пурпурного на темном и светлом фоне. В более поздних изделиях для прорисовки деталей использовались насечки.

До VI века керамика ввозилась в основном из Коринфа, но к середине столетия эта монополия была нарушена импортом из Аттики. Впоследствии афинские стили оказали значительное, хотя и не исключительное влияние на этрусскую чернофигурную керамику.

Так называемая Понтийская группа, возможно изготавливаемая в Вульчи, представляет собой прекрасные чернофигурные сосуды с яркими вкраплениями красного и других цветов, излюбленной формой была аттическая амфора, не забывали и про керамику буккеро. Вопрос происхождения этой школы является спорным, однако даже если ремесленники были не этрусками, а греками, керамика изготавливалась в Этрурии и по вкусу этрусков, хотя нельзя отрицать, что аттическое влияние было довольно значительным, чуть слабее было влияние Коринфа и Ионии. С другой стороны, ученые сходятся во мнении, что ремесленник, расписывавший гидрии, большая часть которых была найдена в Черветери, был ионийским греком, возможно бежавшим с родины в Этрурию. Эти гидрии представляют собой сосуды великолепных пропорций, окрашенные в черный цвет с вкраплениями белого и красного. Нижний бордюр расписан орнаментом плюща, иногда перемежающегося с лотосом и пальметтой, а основную часть сосуда занимают мифологические сцены.

Происхождение халкидских гончарных изделий окончательно не установлено. Эта прекрасная чернофигурная керамика была найдена только в Западном Средиземноморье, в основном в халкидских колониях и в Этрурии. Поскольку надписи на сосудах были халкидскими, в качестве места изготовления были предложены Реджио и Кумы, может быть также, что это работа халкидских мастеров, живших в Этрурии. Тем временем в Этрурию по-прежнему ввозилась аттическая керамика. Некоторые афинские мастерские даже изготовляли сосуды специально для этрусского рынка, например амфоры гончара Никостенеса, которые делались и расписывались в Афинах, но форма явно копировала этрусскую керамику буккеро. На сосудах в основном изображались грациозные животные или атлетические человеческие фигуры. Роспись выполнена с исключительным мастерством. В качестве примера можно привести чернофигурную амфору, роспись которой передает всю живость гонки колесниц, спортивных состязаний, акробатики, танцев, борьбы.

Подобно другим культурным проявлениям V века до н. э., этрусская роспись сосудов отставала от греческой, чернофигурная керамика продолжала производиться в Этрурии, когда греки уже оставили ее ради краснофигурной техники. В этой форме росписи сначала обводились контуры фигур, добавлялись некоторые внутренние детали, а затем заполнялся фон, так что на готовом изделии красные (оранжевые) фигуры выделялись на черном фоне. Техника позволяла использовать новый диапазон рисунка, и с первой половины V века до н. э. появляется ряд этрусских копий греческих краснофигурных сосудов, которые, как современные стенные росписи, показывают умение хорошо разбираться в новом стиле рисования, но который всегда выполнен красной краской поверх черной основы.



Рис. 26. Посеребренный чашевидный кратер и кратер с волютами из района близ озера Больсена (Вольсинии).


Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э., когда сосуды представляли собой точные копии аттических оригиналов, а уже в IV столетии до н. э. несколько этрусских городов производили краснофигурную керамику, на этот раз отражающую влияние южноиталийских школ. Самым ранним центром гончарного дела был, вероятно, Вульчи, а приблизительно в 400 году до н. э. производство керамики началось в Чивита-Кастеллана; работа здешних мастеров отличалась особенным изяществом. В этот период вазопись демонстрирует новый уровень мастерства. Среди излюбленных изображений – мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими, часто с участием демонов. На скифосе, расписанном в Чивита-Кастеллана ближе к концу IV века до н. э., изображена сцена, в которой мужчина прощается со своей умершей супругой, рядом стоит демон, готовый увести ее в загробный мир; ручки этого сосуда обрамлены прекрасными пальметтами. Менее изысканные краснофигурные сосуды производились в северной Этрурии, возможно, в Кьюзи и определенно в Вольтерре. Эти гончарные изделия представляли собой сосуды в форме человеческих голов или в виде птиц. На юге, в Чивита-Кастеллана, а затем в Черветери изготавливались серии блюд, главным украшением которых было изображение женской головки. Этот тип изделий продолжал производиться и в III столетии до н. э. и был одним из последних краснофигурных изделий Этрурии. Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веках до н. э.; иногда для росписи сосудов использовалось несколько цветов, но стиль постепенно склонялся к так называемой черной керамике. Такая керамика, покрытая однородной черной краской, часто имитировала сосуды из металла; этот тип был хорошо известен в Кампании. В регионе вокруг озера Больсена нередко обнаруживаются посеребренные сосуды, часто довольно изысканной формы и декорированные горельефами (рис. 26). Эти изделия датируются эллинистическим периодом и являются одними из последних типов местной керамики в Этрурии. Наконец, стоит упомянуть гончарные изделия, ставшие поистине знаменитыми. В I веке до н. э. гончары из Ареццо начали производить знаменитую арретинскую керамику, ставшую излюбленным предметом сервировки на римском столе в последующие столетия.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Льюис Спенс.
Атлантида. История исчезнувшей цивилизации

Стюарт Пиготт.
Друиды. Поэты, ученые, прорицатели

Хильда Эллис Дэвидсон.
Древние скандинавы. Сыны северных богов

Малькольм Тодд.
Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru