Список книг по данной тематике

Реклама

Энн Росс.   Кельты-язычники. Быт, религия, культура

Ирландия

Ирландия представляет исключительный интерес с точки зрения кельтологии вообще, поскольку это не только единственная кельтская страна, которая избежала прямого влияния Рима: традиция и архаический язык Ирландии много говорят нам о ее обществе и его индивидуальных особенностях. В Ирландии была обнаружена небольшая, но очень впечатляющая подборка предметов латенского искусства. Фактически этот стиль искусства имеет свою непрерывную традицию (в отличие от тех регионов, которые подпали под власть римлян), и он продолжал существовать, конечно с некоторыми очевидными изменениями, уже в эпоху Средневековья – в виде великолепного искусства ирландского христианства. Камни, металлические изделия, рукописи буквально стонут под тяжестью роскошных и величественных орнаментов, сотворенных художниками-христианами. Они столь же вдохновенно трудились, дабы прославить своим искусством Бога, как и их языческие предшественники, которые пытались выразить чувства языческого общества по отношению к божествам древнего кельтского мира. Магия и потаенный смысл остаются – однако теперь в основном они выражают христианские понятия. Иногда присутствует и языческий элемент, чтобы показать антихристианские силы. Порой кажется, что художник иногда позволяет себе изобразить скрыто языческий символ для своих собственных целей, что, видимо, показывает его вполне понятное нежелание полностью посвящать себя новой религии и тем самым навеки отказаться от тех сил, которые управляли жизнью предков самого художника и его народа.

Внезапный расцвет латенского искусства в северной Ирландии можно объяснить приходом в эту страну отрядов кельтских захватчиков, воможно, во II веке до н. э. Они, вероятно, попали в Ирландию через Британию. Более ранняя волна иммигрантов достигла запада страны в III или во II веке до н. э., попав сюда прямо с континента. Эта иммиграция объясняет присутствие в Ирландии двух групп латенских племен и, как мы уже видели, объясняет тот факт, что древнейшее ирландское эпическое сказание «Похищение быка из Куальнге» связано с традиционным соперничеством между обитателями Коннахта на западе и области уладов на северо-востоке.

Самые изящные латенские ножны с Британских островов фактически происходят из северной Ирландии. Прекрасные ножны из Лиснакрогера свидетельствуют о тонком искусстве художников. Вообще археологические находки из Лиснакрогера очень интересны. Он расположен в графстве Антрим и представляет собой низкий холм, первоначально, возможно, кранног[75], в болоте, где был обнаружен клад из различных предметов. Предполагают, что это было место для вотивных приношений; такие приношения находят по всей Европе в болотах, трясинах, прудах, озерах, источниках или реках. В 1882 году Лиснакрогер был разрушен безответственными людьми, а предполагаемый кранног разграблен собирателем древностей. Это стало настоящей трагедией для ирландской археологии. Было не только утрачено множество бесценных вещей, но и полностью потеряно для потомства само место, которое многое могло рассказать о языческих кельтских обычаях в Ирландии.

Здесь были обнаружены трое бронзовых ножен. Еще один интересный предмет из того же места – это головка эфеса меча (рис. 45), как ее называют, украшенная парой маленьких, изображенных контурно воронов и полоской красной эмали, через которую проходят извивающиеся бронзовые линии. Присутствие этого объекта, чей культовый аспект подтверждает наличие воронов, усиливает предположение, что это действительно было место вотивных приношений. Сохранившиеся ножны, очевидно, родственны несколько более поздним ножнам из Багторпа, о которых мы уже говорили. Хотя у британских ножен много общего с латенскими изделиями северной Ирландии II—I веков до н. э., как указывает Фокс, в ножнах из Лиснакрогера сохранились некоторые мотивы марнского искусства, которые в британской вещи уже отсутствуют. Другие очень похожие ножны происходят из реки Банн (близ Тума) и из Колрэйна. Эти находки заставляют предполагать, что данный стиль зародился в Ирландии около 175 года до н. э. Диллон полагает, что эти предметы могли быть изделиями одной мастерской. Ничего похожего не найдено ни в какой другой местности Ирландии, и эти предметы показывают четкую связь с континентальным искусством.

В Ирландии найдены и другие великолепные вещи латенского стиля. Среди них – два прекрасных ожерелья, одно из Клонмакнойса в графстве Оффали, а другое из Бройтера, графство Дерри. Ожерелье из Клонмакнойса, судя по всему, было сделано в Ирландии, однако во многом близко и к континентальным образцам. При этом у ожерелья из Бройтера много общего с британским искусством, и его можно сравнить с изделием из Снеттисхэма. Другие предметы говорят о существовании в Ирландии процветающей, индивидуальной школы кельтского искусства, которая заложила основы всего позднейшего процветания творческого гения средневековой Ирландии.

В первые века христианской эры многие предметы импортировались из областей, оккупированных римлянами. Мода на вещи, которые по дизайну первоначально были римскими, но делались с добавлением кельтского орнамента, сохранилась и в VI—VII веках. Многие бронзовые булавки и кольцевидные броши импортировались из Британии. Эти кольцевидные броши происходили от римских образцов. Примерно с начала христианской эры их стали украшать эмалью. Искусство эмали было известно в Ирландии, и здесь местные мастера добились большой сноровки. О головке эфеса меча из Лиснакрогера мы уже говорили. Другой прекрасный предмет был обнаружен в Голуэе в 1959 году. Он датируется примерно началом I века н. э. и имеет форму диска; вероятно, он украшал деревянный или кожаный предмет, возможно пояс. Орнамент как ажурный, так и рельефный (рис. 63). Когда-то он был заполнен красным стеклом, которое можно было видеть через ажурный узор. Декоративную технику можно сравнить, например, с орнаментом на щите из Баттерси, с умбоном щита из Ход-Хилл и другими изделиями из Британии и с континента. Техника, использованная для изготовления диска из Голуэя, была, как указывает Анри, применена много лет спустя для создания знаменитого потира из Арды, однако это уже находится за пределами нашей темы.



Рис. 63. Диск из бронзы и эмали. Баллинасло (Голуэй, Ирландия).


Таким образом, в Ирландии использовались броши, пряжки и подвесные котлы, изготовленные по римским образцам, и любовь как к технике миллефьори[76], так и к необходимым для нее палочкам из цветного стекла проистекала из этого косвенного контакта с античным миром. Кольцеобразные броши приобрели большую популярность в Ирландии, и к концу Римской империи стали изготовляться кольцеобразные броши, украшенные эмалью и орнаментом из кривых линий, а также дисками из красной эмали и стекла миллефьори; так что отнюдь не все предметы римского стиля в Ирландии были импортными. В Ирландии продолжали пользоваться циркулями, в то время как в Британии они постепенно исчезли из-за античного влияния. Образцы узоров наносились на костяные пластинки. Как указывает Анри, именно в этот период были заложены все основы для великого искусства позднейшего, христианского периода: «Замечательный континуитет – это один из наиболее поразительных аспектов ирландского искусства», и еще: «Только если мы увидим, что основные элементы и существенные декоративные принципы того искусства, которое расцвело в монастырях после V века, пришли из долгой языческой традиции, то поймем причину такого постоянства в его взгляде на мир».

Великолепное кельтское искусство Ирландии в христианскую эпоху прямо основывалось на великой традиции работы по металлу языческого кельтского мира.

Пока мы рассматривали только металлические изделия дохристианской Ирландии. Однако существовала и каменная скульптура, и то небольшое количество каменных скульптур, что были обнаружены до сих пор, заставляет предполагать, что еще очень многие скульптуры языческой эпохи ждут, чтобы их обнаружили или просто признали таковыми. Можно также думать, что еще больше скульптур погибло под миссионерскими ударами христианских отцов, которые поступали как святой Патрик, который разбил каменного идола Кромм Круаха – «опустил на Кромма молот от макушки до пят». Невольно кажется, что еще очень многие «бессильные чудища» кончили свое существование подобным же образом. Так что языческая иконография, скорее всего, была полностью уничтожена или освящена и приспособлена на благо христианства. Многие камни, украшенные христианскими символами, возможно, были обработаны в Ирландии еще раньше, а языческие изображения были стерты или приспособлены к христианским догматам. Неизменная традиция располагать на видных местах в церквях, на стенах домов или оградах ферм каменные головы – которая в Ирландии развилась до поразительных масштабов, – судя по всему, говорит о том, как сильны были в Ирландии языческие верования в силу человеческой головы. О том же свидетельствует и обнаружение нескольких голов эпохи железного века. Эти головы, как и несколько фрагментов монументальной скульптуры, обнаруженных до сих пор в Ирландии, а также упоминания о каменных идолах в текстах подразумевают более мощную традицию дохристианской каменной скульптуры, чем можно предполагать на основе имеющегося у нас материала. Обзор того, что фактически существует на данный момент, ставит перед нами более общий вопрос об использовании камня в дороманском искусстве.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сирарпи Тер-Нерсесян.
Армения. Быт, религия, культура

Анна Мурадова.
Кельты анфас и в профиль

Стюарт Пиготт.
Друиды. Поэты, ученые, прорицатели

А. И. Неусыхин.
Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII—XII вв.

Дэвид Лэнг.
Грузины. Хранители святынь
e-mail: historylib@yandex.ru