Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Календарь и праздники

Солнце, Луна и звезды служили объектами наблюдения и исследования для инкских астрономов. Астрономы позднего периода научились приводить в соответствие 12 лунных месяцев и 12 солнечных, поскольку цикл из 12 лунных месяцев насчитывает всего 354 дня, а солнечный год – 365 дней с четвертью.

12 месяцев солнечного календаря, в том числе сезон сева и начало сельскохозяйственного года, отсчитывались от момента восхода солнца над одной из особых каменных башен, выстроенных специально с этой целью. Двенадцать этих башен, именуемых пакаонанкак (отметки времени), были построены на возвышенностях к востоку и западу от Куско. (Хотя некоторые источники предполагают, что этих башен, возможно, было только четыре, и они отмечали равноденствия и солнцестояния.) В первый день каждого месяца восход солнца над одной из башен можно было наблюдать с усну, расположенного на главной площади Куско.

По традиции инки опирались в своих подсчетах и на лунные месяцы. Вероятно, они были в ходу до того, как было обнаружено их несоответствие с солнечными месяцами, что и заставило Инку Пачакути выстроить башни для наблюдения за Солнцем. Но отсчет лунных месяцев продолжался, особенно по той причине, что многие ритуалы, насколько известно, были связаны с фазами Луны. Для того чтобы согласовать их с солнечными месяцами, праздники отмечались тогда, когда Луна в первый раз проходила необходимую фазу в течение солнечного месяца.

Церемониальный календарь Куско превратился в государственный цикл церемоний и празднеств, наиболее важными из которых были:

Инти Райми, праздник Солнца, проходил в июне, в момент зимнего солнцестояния. На холмах вокруг Куско в честь Солнца совершались многочисленные жертвоприношения. В число их входили дети, которых погребали живыми с серебряными и золотыми сосудами, растертые в порошок морские раковины и ламы. За этим следовало торжественное пиршество за счет Солнца, и все участвовали в танце на общественной площади.

Чауа-уаркиз, Чакра Рикуйчик, или Чакра Кона (месяц вспашки), отмечался в июле, когда жертвы приносились уаке, главенствующей над системой орошения долины.

Япакис, Чакра Айапуи, или Капак Сикис (месяц посева), – август, когда жертвы приносили всем уакам. После того как зернами маиса торжественно засевали поле Мама Уаки, приносили жертвы Морозу, Воздуху, Воде и Солнцу.

Койя Райми и Китуа (праздник Луны) праздновали в сентябре во время весеннего равноденствия, и Пома сообщает, что это был месяц, в котором женщины были наиболее счастливы. Праздник Китуа начинался в момент появления новой Луны. Мужчины занимались очищением города от болезней. После того как болезнь прогоняли, все мылись и в знак очищения вымазывали маисовой кашей лица и дверные притолоки. Далее следовали несколько дней пиров и танцев, после которых приносили в жертву четырех лам и исследовали их легкие, ища предзнаменования. По этому случаю все подчиненные племена приносили на Уакапату свои уаки, признавая власть Инки.

К'антарай, или Ума Райми, проводился в месяце, соответствующем октябрю, в течение которого посевы тщательно оберегали. Приносили жертвы главной уаке и при необходимости проводили специальные церемонии и жертвоприношения для увеличения количества осадков.

Айамарка, соответствующий ноябрю, был месяцем, во время которого проводился Праздник Мертвых. Покойников выносили на всеобщее обозрение, совершали особые церемонии и подносили им жертвы и пищу. Обряды наступления совершеннолетия начинались с того, что кандидаты проводили ночь на Уанакари и совершали жертвоприношения.

Капак Райми (величайшее празднество) совпадал по времени с декабрьским солнцестоянием, когда совершались обряды уарачико, после которых из провинций в Куско приносили продукцию, принадлежавшую императору и религии; за этим следовало грандиозное празднество и жертвоприношения золота, серебра и младенцев.

Камай килья: во время январского новолуния ритуал уарачико продолжался; участники постились, проводили обряды покаяния, на главной площади происходило потешное сражение, а затем следовали танцы и жертвоприношения. В полнолуние ко всему этому добавлялись дополнительные танцы и жертвы, и танцовщики несли цепь мумурко — длинную четырехцветную шерстяную веревку, возможно представлявшую четыре великих четверти. Спустя шесть дней все прошлогодние жертвы сжигали и сбрасывали в реку, чтобы их унесло к Виракоче.

Хатун-пукуй (великое созревание) проводили в месяце, соответствующем февралю. В новолуние жертвенное золото и серебро преподносили сначала Солнцу, затем Луне и другим божествам. «Двадцать морских свинок и 20 вязанок дров было пожертвовано Солнцу ради урожая».

Пача-пучуй (созревание Земли) проводили в месяце, соответствующем марту, месяцу осеннего равноденствия. В это время соблюдали пост, и при новой Луне ухаживали за зреющими посевами и приносили в жертву черных лам.

Айриуа, или Камай Инка Райми, апрельский праздник, был посвящен Инке и проходил под покровительством Солнца. Проводилась церемония в честь эмблемы императора, которую несли члены его фамилии, распевая гимны священной ламе. Это было совершенно белое животное, одетое так же, как члены процессии, которое принимало участие во многих церемониях, символизируя первую ламу на земле.

Айморай килья, или Хатун Куски (великое Возделывание), отмечался в месяц, соответствующий маю. Праздники этого месяца проводились в честь сбора урожая маиса и отправки его на хранение. Солнцу и уакам жертвовали лам, а затем следовали пиршества, на которых в большом количестве поглощали чичу. Тогда же проводилось множество местных праздников и ритуалов. Мальчики, прошедшие возрастной обряд, убирали урожай с поля Мама Уаки.

Кроме того, некоторые праздники отмечались, когда возникала необходимость, как в случае Иту. Ритуалы Иту начинали с поста, все провинциалы и собаки высылались из города, а на Уакапату приносили изображения божеств. После жертвоприношений процессия молодых мужчин, одетых в красные рубахи и пышно разукрашенных, проходила вокруг площади и била в небольшие белые барабаны. Когда они усаживались, по тому же пути проходили знатные люди, разбрасывая коку. Это действо повторялось восемь раз, и участники проводили ночь на площади, молясь Виракоче и Солнцу. Затем следовал пир, продолжавшийся в течение двух дней.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы
e-mail: historylib@yandex.ru