Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Солнце

В официальной структуре государственной религии инков Солнце традиционно возглавляло действующий пантеон. В качестве божественного предка династии Инков Солнце в рамках этой структуры играло доминирующую роль и ассоциировалось с верховенством и мощью инков.

Изучение инкскими астрономами движения солнца и двенадцатимесячный календарь по традиции тесно связаны с сельскохозяйственной практикой. Поклонение и культ Солнца и наблюдения за «Его» перемещениями имели чрезвычайно важное значение для людей, чей образ жизни был основан на сельскохозяйственной экономике. Солнце в холодном плоскогорье было «Дарователем Жизни», ведь его присутствие преобразовывало окружающую среду, вызывало созревание жизненно важного урожая, и не в последнюю очередь именно маисовых початков.

Главные инкские храмы, посвященные культу Солнца, правительство строило повсеместно на территории империи. В каждой области выделялись определенные земельные участки, которые обеспечивали содержание служителей культа и их помощников и где выпасали лам и выращивали маис, необходимый для ритуалов и жертвоприношений. Эти участки именовались «землями Солнца», и культ Солнца поглощал большую часть произведенной на них продукции. При этом другие культы, включая местные верования, также получали обеспечение с этих земель в пропорции, соответствующей их значению. В действительности, как предположил Кобо, эти участки рассматривались как «земли Религии», которые были поделены между различными культами. Монастыри Девственниц Солнца и Избранных Женщин, именуемые акльауаси, также снабжались продукцией с «земель Религии».

Главным храмом религии инков был Кориканча в Куско, и в его самом большом и богатом святилище содержалось изображение Солнца «громадной величины и сделанное из золота». Несколько изображений Солнца известны (по крайней мере, два из них попали в руки испанцев), и, судя по описаниям, они представляли Солнце в виде огромного золотого диска размером с человека, с лучами, расходящимися от человеческого лица. Сармьенто сообщает, что у Инки Пачакути было еще два изображения Солнца, изготовленных для Кориканчи: одно, называвшееся Виракоча Пачайачачи, представляло Создателя и было установлено справа от образа Солнца; другое, Чуки Илья, изображало бога Грома и располагалось слева от Солнца.

В большинстве храмов Солнца, построенных в провинциальных столицах, о Создателе упоминаний не было, и в них другие небесные боги служили Солнцу. Тем не менее Муруа пишет, что, когда Уайна Капак переехал со своим двором на жительство в Томебамбе, он построил следующие святилища:

«…и [Уайна Капак] выстроил там дома Создателя, Солнца и Грома, как в Куско, и он дал им земли, слуг и стада в том же порядке и по обычаю, принятому в Куско, и, кроме того, он устроил главную уаку, которая была наиболее почитаема и уважаема в Куско, именуемую Уанакаури, и также все другие уаки из окрестностей Куско, все в том же порядке и расположении, как они находились в Куско, и на площади он построил сооружение для усну, которое индейцы прозвали Чукипильяка [землетрясение], чтобы жертвовать чичу Солнцу, когда он пил с ним».

Важные ритуалы, связанные с предком инков – поклонение и другие важные церемонии, – происходили на Уакапата, Священной площади Куско. Крепость Саксайуаман также часто именовалась «Домом Солнца». Этот религиозный аспект ее, возможно, символически представляет мощь инков, особенно поскольку крепость также называлась «Домом Инки», а одна из ее башен звалась Сунтуруаси.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru